Президент РАПК, эксперт Центра ПРИСП
20.09.2019

POP-политика как основной тренд

 

18 сентября 2019 года в Институте истории и политики МПГУ состоялась научно-практическая конференция «Электоральные процессы в современной России: Единый день голосования - 2019». Инициатором проведения конференции выступил факультет прикладной политологии Института истории и политики совместно с Российской ассоциацией политической науки, Российской ассоциацией политических консультантов, Ассоциацией политических юристов и Центром прикладных исследований и программ. Информационные партнеры – портал «Выбор Народа» и Центр ПРИСП.

Читайте размещенные ранее материалы и интервью с экспертами: Владимиром Шаповаловым, Дмитрием Журавлевым, Олегом Бондаренко, Дмитрием Орловым, Николаем Пономаревым, Игорем Минтусовым, Константином Комковым, Арсением Беленьким.

Президент Российской ассоциации политических консультантов (РАПК), эксперт Центра ПРИСП Алексей Куртов – о теме своего выступления на конференции, с определениями трендов в публичной политике последних лет.

Публикую основные тезисы своего доклада «POP-политика, как основной тренд». Прошу разделить определения «популярный» и «популистский». Говорю о POP. И это разделение позволяет по-иному взглянуть на политический процесс, часто ошибочно называемый популистским. Приведу аналогии с метаморфозами в музыке ХХ века. На протяжении нескольких веков в просвещенных обществах царствовала академическая музыка. Да, конечно, наряду с академической всегда существовала народная, фольклорная, простая и маловлиятельная в обществе музыка. Отношение к ней было скорее, как к забаве, народному творчеству.

Но вот в первой трети ХХ века начинаются весьма любопытные процессы проникновения музыки в широкие слои общества. Академическая музыка стремительно начала терять авторитет и позицию «единственно правильной музыки».

Что же начало происходить?
1. Упрощение самой музыки.
2. Проще и массовее инструменты.
3. Проще форма, легче музыкальный язык. Не требуется подготовка для понимания.
4. Исполнителям не нужно академическое образование, хотя, виртуозы появились и в поп-музыке.
5. Проще, яснее, искреннее смыслы. Не опера Верди по трагедии Шекспира «Макбет» (Бирнамский лес, Макдуф). А песенка о том, как проснулся утром и увидел лучик света на подушке.
6. Эту музыку понимают все и напеть ее может каждый. Она массовая.

Почему это случилось именно в то время? Этому способствовало появление массовых способов записи, распространения и доставки музыки. Радио, пластинки, магнитофоны. Музыка стала персональной, с широкой возможностью выбора.

Наблюдается разрыв с академическим искусством, независимость, самостоятельность в высказываниях, упрощение языка, искренность, компенсирующие профессиональную неподготовленность – вот основные тренды.

Вначале тоже были гонения, неприятие, скепсис. Джаз, соул, гитара и голос - «Что это за музыка?» говорили «просвещенные» ценители. Но когда концерты стали собирать сотни тысяч, когда продажи пластинок pop, а затем и rock музыкантов стали на порядок более широкими, смирились. И более того – стали взаимопроникать. (Симфоджаз, Кабалье-Меркюри и т.п.).

Появляется параллельная культура, захватывающая широкие слои до того мало вовлеченных людей. У молодежи появляется «своя» музыка. Массовые концерты, клубы и т.п. Вслед за этим - замена профессиональных стандартов, традиционных требований к качеству. Люди сами стали носителями музыки и позволили называться музыкантами хоть соседу.

Обратимся к нашей теме pop-политики. Что мы видим в политике последних лет? Тяжеловесы от политики, партии, традиции, политологические конструкции и т.п. начинают, если не заменяться, то широко разбавляться следующими процессами:
1. Упрощение политических целей и позиционирования – уход от правые-левые, от демократы-республиканцы, от либералы-социалисты и т.п.
2. Новые способы взаимодействия с электоратом (новые технологии, соцсети, директ-мейл, youtube и т.п.) Формируется новый политический язык.
3. Разговор о простых, понятных, злободневных проблемах. Разговор на языке обывателя. Использование того, о чем говорят избиратели.
4. Оказалось, что политиками не рождаются. Небожители перестали быть по прежнему привлекательными и сакральными. Оказалось, что можно стать политиком без долгой специальной подготовки и признания в традиционных политических кругах.
5. Новая политическая искренность становится важным фактором взаимодействия политик-избиратель.
6. В политике может участвовать каждый – это возможности для простых людей.

Это уже не точно рассчитанный и оттого не менее академичный популизм. Это параллельная реальность, захватывающая до того инертные и широкие слои населения. В этих условиях естественным образом формируется новый вид политического взаимодействия «pop-политика». Основными действующими игроками становятся не системные, а pop-политики.

Основные характерные черты - отрыв от истеблишмента, независимость идеологическая и финансовая, близость к избирателю.

Как и в искусстве, (где уход от библейских сюжетов и классических текстов сменил разговор о простых чувствах и заботах окружающих людей), вместо разговора на языке идеологии, классового подхода, политических доктрин, идет разговор о простых вещах - счастье, ответственности, желании, недовольстве, дружбе, обмане и правде.

Уход политики от элитарности к естественности чувств и формирует новую политическую искренность.
За границей – яркие представители - Зеленский, Трамп, Макрон. (А не Марин Ле Пен, на которую было потрачено много денег и сил!)

До тех пор, пока наш политикум высокомерно отвергает в качестве реальных политиков Навального, Ройзмана, Яшина, Соболь, они активно наращивают базу слушателей (не обязательно даже сторонников). Все разговоры о том, что у нас в стране нет политиков, они не вырастают, кроме Путина нет никого, и т.п. – не состоятельны.

Больше того, думаю, что традиционный политик Явлинский вряд ли бы победил там, где стали депутатами его партийцы.

Рискну даже предположить, что в СПб зря волновались по поводу кандидатуры Бориса Вишневского. Традиционный, академический политик не набирает большинства даже в Питере.

Что мы видим в этом избирательном цикле? ВЦИОМ (Федоров) утверждает, что общество хочет перемен. Как это проявляется? Потребность в герое. Причем, герой должен быть понятным, своим, не идеальным. И вот здесь pop-политики гораздо востребованнее классических.

Этот процесс хорошо иллюстрировался прошлогодними губернаторскими кампаниями. Да и в этом цикле достаточно вспомнить Бату Хасикова (Калмыкия), Осипова (Забайкалье), Шумкова (Курган), Хабирова (Башкирия).

К сожалению, часто описанные процессы относят к популистским. Но вместе с водой мы рискуем выплеснуть ребенка. Необходимо осознать, что, не обращая внимания на изменение политического языка, называя его популистским, обсуждая не его эффективность, а как с ним бороться, мы рискуем выпасть из общего политического тренда, утратить связь с реальными процессами.

populizm

 

 
Партнеры
politgen-min-6 POP-политика как основной тренд
banner-cik-min POP-политика как основной тренд
banner-rfsv-min POP-политика как основной тренд
expert-min-2 POP-политика как основной тренд
partners 6
eac_NW-min POP-политика как основной тренд
insomar-min-3 POP-политика как основной тренд
indexlc-logo-min POP-политика как основной тренд
rapc-banner POP-политика как основной тренд