Боливия – жертва американского правого реванша
Президент Боливии Эво Моралес подал в отставку, объявив о проведении очередных президентских выборов в стране. Несмотря на победу действующего президента на ранее состоявшихся выборах, противники Моралеса не признали их итогов, обвинив власти в фальсификации процедуры подсчета голосов избирателей. На фоне массовых протестов президент Моралес ввел в стране чрезвычайное положение, но под давлением военных был вынужден покинуть свой пост. Вторая вице-спикер сената Боливии Жанин Аньес заявила, что президентские полномочия переходят к ней на время до выборов нового главы государства.
Боливия – наглядный пример государственного переворота, закамуфлированного под одежды революционного выступления народных масс, полагает заместитель директора Института истории и политики МПГУ, член правления РАПН, эксперт Центра ПРИСП Владимир Шаповалов.
В настоящий момент мы стали свидетелями нескольких важных уроков боливийской истории. С 1999 года в Латинской Америке начался процесс, получивший название «левый поворот», когда в странах региона приходили к власти левые политики: где-то умеренно левые (Бразилия, Аргентина, Чили), где-то радикальные (Венесуэла). Для всех этих политиков была характерна ориентация на социализм в том или ином виде и на антиамериканизм. По сути, эти две идеи тесно смыкались друг с другом, сформировав в Латинской Америке антиамериканский левый фронт, опиравшийся на взаимодействие с Венесуэлой и Кубой как региональными акторами, Россией и Китаем как внешними акторами.
Латинская Америка начала уходить из-под контроля США, поэтому несколько лет назад Вашингтон постарался переломить ситуацию, воспользовавшись, с одной стороны, целым рядом внутренних объективных трудностей в этих странах, с другой, своим влиянием на местные политические элиты, устроив обратную волну перехода власти в руки правых, проамериканских политиков. Как правило, этот процесс шел в рамках легитимных выборов, в ходе которых правые силы одерживали победу при колоссальной поддержке Соединенных Штатов. В некоторых случаях речь шла о грубом военно-политическом вмешательстве, например, неудачной попытке свержения законно избранного правительства Венесуэлы.
В Боливии происходит очередной этап американского правого реванша. Несмотря на скромные размеры территории и экономики, Боливия является ключевой страной региона в силу своего левоориентированного правительства, одного из последних такого плана в Латинской Америке, поэтому для США было особенно важно установить контроль правых сил над ней. Победа проамериканских сил в Боливии будет означать почти полное крушение левой идеи и окончательное окружение Венесуэлы.
Мы видим в деле классическую технологию государственного переворота, известного как «цветная революция». Все элементы технологии на лицо: обвинения в фальсификации выборов, инициирование массовых акций протестов с ведущей ролью молодежи, использование внешней силы в лице США для давления на правительство страны. Фактически Боливия идет по стандартному пути, который до нее прошли многие страны Европы и Азии, начиная с Югославии и заканчивая евромайданом на Украине. Как известно, попытки подобного рода технологий имели место и в России. Боливия – наглядный пример государственного переворота, закамуфлированного под одежды революционного выступления народных масс.
В не зависимости от возможных ошибок Эвы Моралеса, очевидно, что в данном случае речь идет о попытке ликвидации легитимной власти за счет внешнего воздействия и влияния на ситуацию. Речь идет о создании прецедента, об обкатке технологий, которые можно использовать в других странах, проводящих антиамериканскую политику, когда им посылается внятный сигнал, что даже легитимная победа на выборах не гарантирует нахождение у власти победившего правительства, так как любую победу можно оспорить и поставить под сомнение.
Если в стране существует достаточно серьезная политическая конкуренция и раскол политических элит, а в Боливии электорат примерно поделен поровну с некоторым перевесом на стороне Моралеса, то всегда ситуацию можно развернуть, запугав союзников действующей власти, отколоть нерешительных, убедить в нелигитимности режима сомневающихся и, таким образом, посредством манипуляций, информационной кампании, подтасовки фактов и дискредитации правящих сил лишить их власти.
Еще один важный момент, на который следует обратить внимание: в Боливии была сделана ставка на армию, фактически вооруженные силы страны были использованы для смены режима – стандартная модель для стран Латинской Америки и Азии, когда политический конфликт решается путем вмешательства армии. Как правило, США активно используют данный инструмент для смены неугодных режимов. И Боливия – яркое тому свидетельство: популярный президент, опирающийся на поддержку населения, проводящий политику в интересах широких масс народа, одержавший победу на выборах, фактически отстраняется от власти путем инспирированных акций протеста и действий вооруженных сил.