Политолог, эксперт Центра ПРИСП
07.12.2019

Эволюция и другие грани истории штыка – молодца

 

Политолог, эксперт Центра ПРИСП Никита Буранов рассказывает историю простого солдатского штыка, превратившегося в наше время в универсальный тяжелый нож.

Знаете ли вы историю изобретения и происхождения штыка?

Массовое использование копья восходит ещё к античной военной истории. Действительно, для пехотинца нет более удачного способа защиты от всадника и лучшего оружия для прорыва вражеского строя. Однако к XVII веку военное дело впервые претерпело коренные изменения. На полях сражений стало доминировать огнестрельное оружие. А стрелкам требовалась защита от стремительных налетов конницы.

Багинет

Выход из положения поначалу виделся в комбинировании родов войск. Пока личное огнестрельное оружие было дорогим и сложным в обслуживании и перезарядке, стрелки и копейщики (алебардщики или пикинеры) сводились в общие баталии (вид воинской части и построения). В случае прорыва конницы или стремительной атаки пехоты стрелки укрывались за спинами ощетинившихся пиками солдат ближнего боя.

Но время шло, и огнестрельное оружие удешевлялось, а главное –совершенствовалось. С появлением мушкета и фузеи в Европе все больше армий переходило на исключительно стрелковые пехотные формирования. Фузилерные и мушкетерские полки стали основой и становым хребтом армий к концу XVII века. Но как же пехотинцу защититься от кавалериста, все еще носящего кирасу, вооруженного пикой или тяжелым палашом?

Выход предложили французы. В городе Байонна изобрели кинжал, который стали именовать «байонет» или «багинет». Но кинжалом он был только с виду. Если мы посмотрим на его изображение, станет понятно, что его рукоять предназначена для закрепления прямо в стволе мушкета или фузеи. В случае опасности обоюдоострый кинжал, чуть длиннее швейцарского «Гольбейна», плотно заталкивали в ствол и орудовали ружьем как копьём. Идея был неплоха как защита от кавалерии; но вот незадача – стрелять-то пехота уже не могла. Да и скоро вытащить плотно засевший своей деревянной распоркой байонет было делом непростым. Обычно его просто вышибали ногой, но на все эти действия уходило драгоценное время – те минуты, за которые можно было успеть сделать 4-5 выстрелов. Впрочем, сама идея скрестить ружье и холодное оружие всем понравилась, и её стали с энтузиазмом развивать.

Игольчатый штык

На рубеже XVII-XVIII веков в армиях Европы появились игольчатые штыки, знакомые нам всем по образу нашей легендарной винтовки Мосина. Сначала игольчатые клинки существовали параллельно с багинетами, но быстро их вытеснили. Преимущества перед архаичным багинетом были очевидны: крепление на ствол с помощью круглой втулки, обычно отъемный игольчатый Т-образный, трехгранный или восьмигранный клинок, что давало возможность солдату вести огонь с примкнутым штыком. Теперь солдату было важно не порезаться о штык при дульном заряжании ружья, но эта проблема отпала с появлением унитарного патрона.

Такая форма для нового штыка была выбрана из соображений его оптимальной легкости и прочности. Бойца того времени быстро и легко можно было обучить владению им: колоть, отбиваться, строиться в каре. Оптимальной была и его длина – она всегда рассчитывалась так, чтобы ружье со штыком оказалось длиннее руки кавалериста с палашом, то есть обеспечить пехотинцу безопасное расстояние для удара по коннику.

Кстати, распространен миф, что правое крепление игольчатого штыка гасит так называемую деривацию – эффект увода пули вправо или влево в зависимости от хода нарезов в стволе. Это действительно так, «Мосинка» всегда пристреливалась со штыком. Но это справедливо лишь для нарезных винтовок, появившихся массово лишь к концу XIX века.

Штык-тесак

Недолго просуществовавший в действующих войсках Европы вариант штыка, который появился ко времени Крымской войны. Предполагалось, что развитие стрелкового оружия должно было все больше снижать количество рукопашных схваток. Плотность огня пехоты и артиллерии делали кавалерийские атаки все более губительными для конников. Тогда во Франции, а затем в Великобритании предложили использовать здоровенные тесаки. К тесаку крепилось кольцо. Получалось некое подобие японского яри или изогнутого французского вулжа – с той лишь разницей, что «новинки» еще и стреляли.

Смысл был в том, чтобы дать солдату в помощь еще и хозяйственный инструмент. А таковым, несомненно, был громоздкий тесак. Им можно было копать, забивать гвозди, рубить ветки или дрова, обстругивать и забивать колья для палатки и многое другое. А в рукопашном бою он заменял собой короткий меч, если не был пристегнут к стволу. В русской армии, кстати, не пошли по этому пути. Тесаки как таковые у солдат были, и самым знаменитым из них стал бебут, но штыки продолжали делать игольчатыми. Это сослужило добрую службу нашим солдатам, потому что на пристегивание тесака уходило гораздо больше времени, а ружьё становилось очень громоздким, неудобным и разбалансированным. К концу XIX века штык-тесак выходит из употребления, но открывает дорогу своему современному собрату.

Штык-нож

Идея этого варианта штыка, использующегося и в наши дни, пришла напрямую от «старшего брата» – штыка-тесака. Выигрыш был в том, что нож уже не был столь громоздким и неудобным, мог стать помощником в рукопашном бою. К тому же это замечательный хозяйственный инструмент для солдата в условиях окопной и полевой жизни. Функций у ножа не меньше – открыть консервную банку, заточить колышки, что-то порезать. А наш знаменитый штык-нож для АК с ножнами – по совместительству ещё и кусачки для колючей проволоки.

Первая мировая война доказала правильность выбора штык-ножа. Несмотря на то, что в нашей армии такие штыки стали приживаться лишь с появлением самозарядных винтовок АВС-36 и СВТ-40, начало было положено. Но все изменила Великая Отечественная война. В тяжелых условиях эвакуации промышленности войну продолжала тянуть «Мосинка» и ее варианты вплоть до карабина образца 1944 года, на которые продолжали ставить игольчатый, «негуманный» штык, хотя к тому времени он запрещался конвенциями о ведении войны.

Только после победы наладили производство оружия исключительно со штык-ножами, из нашей армии игольчатые штыки окончательно пропали. Любопытно, что игольчатый неотъемный штык используется в китайской армии – такими они производят копии АК и СКС. Игольчатые штыки можно увидеть у почетных караулов и в наши дни.

Существовали и другие варианты штыков, но все они были скорее курьезными экспериментами, нежели войсковыми образцами: например, штык-меч или штык-топор.

Вот такую достаточно насыщенную историю прошел простой солдатский штык, превратившись к нашему времени в универсальный тяжелый нож. Ярким примером современного «молодца» служит наш новый штык для АК-12 – «Шмель» (6х9-1). И, скорее всего, штыки и их дальнейшие варианты еще долго никуда не пропадут со стволов стрелкового оружия, ведь рукопашные схватки происходят и в современных конфликтах.

Ранее опубликовано на: https://histrf.ru/biblioteka/b/shtyk-molodiets-evoliutsiia-i-drughiie-ghrani-istorii-koliushchiegho-boitsa-1

shtyk pinterest.ru

 
Партнеры
politgen-min-6 Эволюция и другие грани истории штыка – молодца
banner-cik-min Эволюция и другие грани истории штыка – молодца
banner-rfsv-min Эволюция и другие грани истории штыка – молодца
expert-min-2 Эволюция и другие грани истории штыка – молодца
partners 6
eac_NW-min Эволюция и другие грани истории штыка – молодца
insomar-min-3 Эволюция и другие грани истории штыка – молодца
indexlc-logo-min Эволюция и другие грани истории штыка – молодца
rapc-banner Эволюция и другие грани истории штыка – молодца