Суверенное и социальное государство
Послание президента России Владимира Путина Федеральному собранию многие эксперты успели окрестить «эпохальным» в силу его последствий для будущего политического ландшафта страны. Одними из самых интересных тем выступления российского лидера стали социальный блок и проблема «национализации элит».
Заместитель директора Института истории и политики МПГУ, член правления РАПН, эксперт Центра ПРИСП Владимир Шаповалов указывает на важность восстановления общественного договора власти и общества как основы для практического воплощения в России идеи социального государства.
Из множества идей, обозначенных президентом России Владимиром Путиным в очередном Послании Федеральному Собранию, считаю необходимым остановиться на двух, с моей точки зрения, ключевых.
15 лет назад Збигнев Бжезинский написал статью «Последний суверен на распутье». Естественно, о своей стране, которую считал единственным в полной мере суверенным государством мира. И эта оценка в значительной мере соответствовала реалиям начала XXI века.
Примерно в это же время Россия начала процесс восстановления своего суверенного статуса. Были введены ограничения, связанные с исполнением функций государственных служащих и выборных лиц для граждан, имеющих второе гражданство. Началась кампания по «национализации элит». Были приняты законы об иностранных агентах и нежелательных организациях.
Сейчас этот процесс должен получить своё завершение – стать основой обновленной Конституции страны. Конституционные ограничения для занятия критически важных для страны должностей лицами, имеющими (в случае с президентом и имевшими в прошлом) гражданство или вид на жительство иного государство должны, наконец, привести к созданию национально-ориентированного политического класса, представители которого не будут иметь «запасного аэродрома».
В перспективе принятие данной меры должно сформировать следующую политическую практику и общественный категорический императив – если ты хочешь заниматься политической (и госуправленческой) деятельностью в нашей стране – твои дети, жёны (мужья, супруги № 2 и пр.), чады и домочадцы, счета и особняки, движимое и недвижимое, явное и тайное, должны быть в нашей стране и, желательно, под строгим учётом и контролем со стороны граждан нашей страны. Если ты хочешь быть гражданином мира – будь им. Но – как можно дальше от процесса принятия политических (и госуправленческих) решений в нашей стране.
Окончательным завершением процесса восстановления суверенитета станет норма о верховенстве Конституции России и норм российского законодательства на территории нашей страны. Как определил в свое время основатель теории суверенитета Жан Боден, суверенной является власть, ни над которой, ни рядом с которой нет никакой другой власти. Не может быть над нами какая-то власть международных инстанций, которые мы не выбирали и которые никакого отношения к нашей стране и нашему народу не имеют. И это – нормально. Поэтому государства, которые являются суверенными (США, прежде всего) и не признают никакого верховенства международного права на своей территории.
И только в полной мере суверенная власть может выполнять свою главную функцию – служить своему народу. И главную задачу этого служения – обеспечение социальной справедливости.
В этом направлении мы сделали первый очень важный шаг по превращению в настоящее социальное государство. Идеи, предложенные президентом о внесении в текст Конституции норм об обязательной индексации пенсий и о приравнивании минимального размера оплаты труда к прожиточному минимуму, – это первые реальные, а не декларативные социальные права, восстанавливающие общественный договор власти и общества и создающие основу для практического воплощения в России идеи социального государства.