В Карелии захотели избирательные бюллетени на вепсском языке
Алексей Цыкарев на странице в фейсбук написал, что Центральная избирательная комиссия Карелии занимает "юридически неверную позицию", отказываясь печатать к выборам бюллетени на карельском языке. По мнению активиста, «выкажи ЦИК больше уважение к карельскому и вепсскому языкам во время избирательного процесса, уважение самих карелов и вепсов к избирательному процессу повысится, а значит повысится и явка».
Оперативно отреагировав, появились пояснения ЦИК Карелии о возможности изготовления избирательных бюллетеней на языках народов РФ в местах их компактного проживания на территории Республики Карелия.
Политолог, эксперт Центра ПРИСП Николай Пономарев разбирается в сложностях законодательства федерального и республиканского уровня.
С правовой точки зрения позиция ЦИК РК носит полностью обоснованный характер. В настоящее время как на федеральном, так и на республиканском уровнях законодательство не содержит определения термина «места компактного проживания народов».
В федеральном законодательстве используется понятие «места традиционного проживания коренных малочисленных народов». Однако в пределах Республики Карелия к ним относятся только три поселения вепсов в Прионежском муниципальном районе. Карелы официально не относятся к числу коренных малочисленных народов Российской Федерации или коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Равным образом федеральный законодатель не конкретизировал критерии определения необходимости изготовления бюллетеней на языках народов Российской Федерации.
В отличие от Республики Алтай, Якутии, Хабаровского края, Мурманской области и Ямало-Ненецкого автономного округа, региональное законодательство Карелии не включает в себя нормативно-правовых актов, раскрывающих термин «место/территория компактного проживания народов». Попытки принять закон такого рода в 1997 г. закончились безрезультатно.
Даже в целевой республиканской программе вместо понятия «места компактного проживания» используется термин «территории традиционного проживания коренных народов».
Следует учесть и то, что с июня 2017 г. ст. 7 закона государственной поддержке карельского, вепсского и финского языков в Республике Карелия, регулировавшая использование национальных языков при подготовке и проведении выборов и референдумов на территории региона, была признана утратившей силу.
В то же время необходимо подчеркнуть, что более 30% населения Пряжинского района являются этническими карелами.
Таким образом, первопричиной возникших противоречий является несовершенство законодательства, в первую очередь – республиканского уровня. Избирательные комиссии не могут действовать вопреки его положениям. Именно по этой причине, несмотря на наличие многочисленной карельской общины, ее национальный язык не может быть использован для изготовления избирательных бюллетеней.