Политтехнолог, руководитель агентства политического консультирования «Игнатов консалтинг», эксперт Центра ПРИСП
29.02.2020

Как поправки «сильную» руку власти сделают «доброй»

 

Днем общероссийского голосования является 22 апреля 2020 года, который объявляется нерабочим днем. Президент РФ должен будет подписать "указ об общероссийском голосовании, в котором должен быть определен вопрос", выносящийся на это голосование. Указ нужно будет официально опубликовать не позднее дня, следующего за днем его подписания.

О сути поправок в Конституцию РФ и о том, что они означают для россиян, рассказал политтехнолог, руководитель агентства политического консультирования «Игнатов консалтинг», эксперт Центра ПРИСП Алексей Игнатов.

Внесение поправок в Конституцию – значимое для всей страны историческое событие. Далеко не каждому поколению россиян удавалось принимать в нем участие. Были точечные изменения, но такая масштабная корректировка Основного закона проводится впервые. Это краеугольный основной документ правовой системы, и он не может не учитывать требования времени и оставаться неизменным длительный период.

Что изменится

Предложенные Владимиром Путиным поправки в Конституцию РФ можно условно разделить на три смысловых блока. Стоит отметить, что у этих блоков разная ценность для населения. Сейчас общаюсь с большим количеством людей, разными социальными группами, и отметил, что почти все знают о том, что планируется внесение поправок в Конституцию РФ. Но в то же время многие не знают о сути поправок.

БЛОК 1

Закрепление мер соцподдержки. В Конституции предложено закрепить обязательную индексацию пенсий, пособий и иных социальных выплат. А также, что МРОТ не может быть ниже прожиточного минимума. На конституционном уровне планируется определить и то, что система пенсионного обеспечения формируется на основе принципов всеобщности, справедливости и солидарности поколений.

В этот же блок входит верховенство российского права. И здесь большинство людей, с которыми я общаюсь, поддерживают данную инициативу, говоря о том, что международные договоры – это, конечно, хорошо. Но, если есть противоречие внешнего и внутреннего, приоритет должен отдаваться внутреннему.

Интерес и практически полное одобрение вызывают и новые требования к чиновникам, депутатам и судьям. В Конституции предлагается закрепить, что Председатель Правительства РФ и его заместители, федеральные министры, иные руководители федеральных органов исполнительной власти, высшие должностные лица субъектов, члены Совета Федерации, депутаты Госдумы, судьи не могут иметь иностранное гражданство и вид на жительство в другой стране. Противников данных поправок мне не встречалось. Люди живо реагируют на эти поправки и говорят, что да, так и надо.

БЛОК 2

Новые требования к Президенту РФ и усиление роли Госдумы и Совета Федерации. Например, что президентом может быть человек, который жил не менее 25 лет на территории России и у него нет и не было иностранного гражданства и вида на жительства.

Государственная Дума получит право утверждать кандидатуру Председателя Правительства РФ.

Совет Федерации по представлению Президента РФ сможет прекращать полномочия судей Конституционного суда, Верховного суда, судей апелляционных и кассационных судов.

Здесь у людей вопросов не возникает, но и каких-то особенно ярких эмоций тоже нет.

БЛОК 3

Сюда относится предложение сократить количество судей Конституционного суда с 19 до 11. Многие не знают о существовании 19 судей и не задумываются о том, откуда появилась цифра 11. В Конституционном суде максимально может быть девятнадцать судей, но уже много лет подряд их именно одиннадцать: кто-то ушел в отставку, кто-то сложил полномочия, а другие не назначены. И, в общем-то, никто не заметил, что их меньше.

Или, к примеру, поправка о проверке конституционности законов: президент перед подписанием закона, принятого Госдумой и Советом Федерации, может его отправить на проверку в Конституционный суд. Если у суда будут вопросы, президент закон не подпишет. Для подавляющего большинства граждан эта процедура существует в параллельной реальности. Да, влияет на каждого человека, но не воспринимается как важная и нужная.

Усиление «доброй руки»

Согласно опросу Левада Центра, почти три четверти россиян заявили о желании «сильной доброй руки». Вообще, традиционное российское общество всегда было сторонником того, чтобы руководитель был сильным, твердым, но при этом обязательно добрым и справедливым.

И поправки в Конституцию РФ, предложенные Владимиром Путиным, комплиментарны результатам данного опроса. Происходит как раз усиление «доброй руки»: социальные гарантии, превалирование российского права над иностранным, новые требования к кандидатам в президенты и т.д. То есть, это именно то, что сильную руку делает доброй.

Предложения общественности

В настоящее время федеральная рабочая группа собирает предложения от общественности по поправкам в Конституцию. Есть четкие механизмы, по которому свои предложения может внести любой гражданин страны: напрямую в рабочую группу, через Общественные палаты субъектов, через отделения Общероссийского народного фронта и т.д.

По состоянию на середину февраля таких предложений поступило уже свыше 500. Например, очень интересное, на мой взгляд, предложение спикера Тульской областной Думы Сергея Харитонова о так называемых федеральных территориях.

Суть в том, что в России в настоящее время есть 85 субъектов - области, республики, края и города федерального значения. В каждом есть орган государственной власти, высшее должностное лицо субъекта, представительный орган и муниципалитеты, где есть свой уровень власти, органы местного самоуправления, глава – с разными названиями и набором полномочий.

Федеральными предлагается сделать территории, которые географически расположены здесь же: конкретный населенный пункт, часть населенного пункта, объект и др., на которых предлагается сделать непосредственное управление из федерального центра для решения важных стратегических задач.

К примеру, небезызвестный город Саров, где находится российский федеральный ядерный центр. Это закрытое административно-территориальное образование, формально подчиняется нижегородской области, географически находится в Мордовии. И там же есть свое местное самоуправление, которое имея свои цели, задачи и амбиции, может влиять на деятельность ядерного центра.

Или космодром «Восточный» - там тоже может сложиться ситуация противоречия между местной властью и руководством космодрома. А такого влияния на стратегически важные объекты, по моему мнению, точно не должно быть.

Видимо для подобных исключительных случаев и предлагается некоторым территориям придать статус федеральных, что бы повысить управляемость, обороноспособность и жизнеобеспечение страны. Главное, что таких территорий не должно быть много, всего несколько в России.

Как будем голосовать

Пока можно только предположить, как технически будет проходить голосование, как будет выглядеть бюллетень и т.д. Мое мнение – оптимальным было бы сделать все по аналогии с 1993 годом, когда принималась действующая Конституция. То есть, вопрос может быть сформулирован примерно так: «Поддерживаете ли вы поправки в Конституцию РФ, предложенные Президентом России Владимиром Путиным, доработанные рабочей группой и принятые Госдумой таким-то законом…» и два ответа: «Да/Нет».

А сама процедура, возможно, пройдет по аналогии с президентскими выборами 2018 года: будут сформированы участки для голосования, избирательные комиссии, протоколы подсчета бюллетеней с цифрами, сколько избирателей внесены в списки, сколько пришло на участки, сколько бюллетеней действительных, недействительных, сколько ответов «Да/Нет» и прочее.

Явка/Результат голосования

Что касается результатов, на мой взгляд, нет поправок, которые были бы спорными, не подлежащими одобрению – они все нужные и правильные. И, слушая мнение тех, кто сейчас выступает против поправок, я еще ни разу не услышал, а почему именно против? Какой социальной группе вдруг станет плохо, если мы внесем такую-то поправку?

Если говорить о явке, опять же мое мнение, что она будет существенно выше 50%. Ведь это шанс принять участие в историческом событии. Не факт, что в ближайшие годы оно повторится.

Тем более, что день голосования – будний день - предлагается сделать выходным, чтобы свои календарные выходные люди могли использовать на другие вещи: домашние дела, начало дачного сезона, православные праздники и т.д. А если день голосования в середине недели сделают выходным, правильным и разумным будет сходить и проголосовать.

К тому же, абсолютно верно предложил Владимир Путин: «Давайте сделаем на участках праздник». Это должно быть позитивно-радостное мероприятие, возможность поучаствовать не только в историческом событии, но и в интересном мероприятии в этот день. Думаю, именно так все и будет организовано: запоминающийся праздничный день для россиян.

Ранее опубликовано на: http://proftula.ru/articles/188/43702/

karta rus

 
Партнеры
politgen-min-6 Как поправки «сильную» руку власти сделают «доброй»
banner-cik-min Как поправки «сильную» руку власти сделают «доброй»
banner-rfsv-min Как поправки «сильную» руку власти сделают «доброй»
expert-min-2 Как поправки «сильную» руку власти сделают «доброй»
partners 6
eac_NW-min Как поправки «сильную» руку власти сделают «доброй»
insomar-min-3 Как поправки «сильную» руку власти сделают «доброй»
indexlc-logo-min Как поправки «сильную» руку власти сделают «доброй»
rapc-banner Как поправки «сильную» руку власти сделают «доброй»