«Лидеры России»: Сергей Рыбальченко – о специфике конкурса
Стартовавший в феврале 2020 года конкурс «Лидеры России. Политика», организованный АНО «Россия – страна возможностей», успел привлечь внимание широкого круга политиков и общественных деятелей.
Редакция издания «Выбор народа» продолжает публикацию серии интервью с участниками конкурса. Ранее на портале были опубликованы интервью с председателем комиссии ОП РФ по территориальному развитию и местному самоуправлению, экспертом Центра ПРИСП Андреем Максимовым и президентом Российской ассоциации по связям с общественностью (РАСО) Станиславом Наумовым.
В минувшую среду около 8,8 тысяч участников конкурса сдали дистанционный тест по обществознанию. В числе прочих претендентов на победу в тестировании принял участие генеральный директор Института научно-общественной экспертизы, заместитель председателя Комиссии по поддержке семьи, материнства и детства Общественной палаты РФ, эксперт Центра ПРИСП Сергей Рыбальченко. http://vybor-naroda.org/tags/Рыбальченко%20Сергей/
В интервью политологу, эксперту Центра ПРИСП Николаю Пономареву Сергей Рыбальченко рассказал о критериях отбора кандидатов, их карьерных перспективах, специфике тестирования и личных мотивах к участию в конкурсе.
- В качестве официальной цели конкурса организаторы обозначили выявления лидеров, обладающих необходимыми знаниями, навыками и мотивацией именно для законотворческой деятельности. Многие расценивают это как признак того, что конкурс – это своеобразный «кастинг» для перспективных кандидатов на выборы депутатов Госдумы в 2021 г. Согласны ли Вы с данной точкой зрения?
Конкурс и кастинг – это, конечно, близкие понятия. И для политического лидера внешний облик тоже является частью его работы. Но, если подходить к этой теме серьезно, отбор для участия в грядущих выборах, как мне кажется, не прямая задача конкурса. Он, скорее всего, предоставляет возможность по создания некой витрины, которая позволяет увидеть не только новых людей, но и новые идеи, которые они выдвигают. На мой взгляд, сейчас наблюдается определенный дефицит идей для прорыва, задача которого сформулирована в «майском указе». Очевидно, что прорыва не произошло, с этим связана и смена правительства. Нужны новые идеи, новые концептуальные решения. Понятно, что ситуация. связанная с коронавирусом поставила другие задачи на ближайший период, но цели национального развития никто не отменял.
Наблюдая за тем, как, какие трудности возникают при реализации национальных проектов, их нормативном и законодательном обеспечении, могу предположить, что поиск новых идей и решений - одна из главных задач конкурса. Выявить лидеров, которые способны при помощи политических инструментов выработать предложения для решения прорывных решений по стратегическому развитию страны.
Что касается выборов в Госдуму, я думаю, что участие в них некоторых победителей конкурса подразумевается. Но, с учетом потенциала тех, кто принимает участие в конкурсе. Я познакомился с позициями кандидатов, среди которых много моих коллег и совсем незнакомых людей. Среди претендентов есть достаточно серьезные, уже состоявшиеся политики федерального уровня, но в то же время много активных начинающих политиков, которые могут и должны реализовать себя в органах местного самоуправления, на региональном уровне. Конкурс предоставляет возможность увидеть весь спектр нового кадрового потенциала для нашей политической системы, ее законотворческой ветви. А насколько он сможет повлиять на реальную политику, уже стане ясно в ближайшем будущем.
- Вы в течение многих лет занимали руководящие посты в муниципальных, государственных, коммерческих и некоммерческих организациях. С учетом этого опыта, как Вы могли бы оценить первую часть конкурса: каких кандидатов организаторы планируют отсеять на дистанционном этапе?
У меня сложилось впечатление, что в конкурсе заложена модель отсева кандидатов, у которых нет опыта проектной деятельности, определенного задела, ресурсной базы, на которую он может опираться. Нужны результаты, которые можно предъявить в качестве истории успеха, а не только наличие мотивации и желания участвовать в политической деятельности.
Кстати, сейчас от организаторов поступила просьба активно включиться в добровольческую акцию #МыВместе, по оказанию помощи в ситуации связанной с коронавирусом. Это правильно. Мы все сейчас учимся проектному подходу, но он начинается с проектного мышления.
Второе, на что я обратил внимание – это требование лаконично излагать цели и задачи, которые кандидат перед собой ставит. Это не только дисциплинирует, но и определяет способность кандидата сейчас и в будущем донести свои мысли и намерения до аудитории. Лаконичность, кстати присуща проектному мышлению.
Судя по содержанию дистанционного теста, который мы уже прошли, основные требования предъявляются к знаниям основ системы государственного управления в РФ. Но они не сложные, на уровне тестов, которые проходят при аттестации государственные и муниципальные служащие.
Я обратил внимание, на наличие блока вопросов, касающихся информатизации и цифровизации управления. Возможно, он не будет являться значимым барьером для общей оценки, но позволит организаторам оценить, обладают ли в целом новые кадры навыками, компетенциями и знаниями в области цифровых и информационных технологий. И насколько кандидаты готовы использовать их в дальнейшей работе. В 30-е годы прошлого века существовали два главных лозунга – «кадры решают все», а затем – «кадры, овладевшие техникой, решают все». А сейчас актуален лозунг – «кадры, овладевшие информационными и цифровыми технологиями, решают все».
- Вы, кстати, откликнулись на призыв организаторов к волонтерской деятельности и акции #Мывместе?
Да, я зарегистрировался на портале и обратился к секретарю Общественной палаты открыть «горячую линию» по обращениям, связанным с конкретными проблемами людей в ситуации вынужденного отпуска. Президент озвучил системные меры, но нужно мониторить, как они будут реализованы на местах. Очевидно, что будет много нештатных ситуаций, их нужно отделять от спекуляций, собирать статистику однотипных обращений, выделять региональные особенности. Но в семьях возникнет и проблема большого свободного времени. Сейчас важно не уйти в полную автономность, а искать новые возможности для общения с детьми, родителями, для солидарных действий. Поскольку большинству предстоит провести немыслимо много времени в кругу семьи, я предложил наш многолетний проект, ежегодную добровольческую акцию по сбору фотографий из семейных архивов для Российского государственного архива кинофоодокументов перевести в онлайн-формат с хештегом #Вместевспомним #Вместепомним. Проект «Семейные фотохроники Великой Отечественной войны» и так интерактивный, но мы работаем в регионах через школы и советы ветеранов в основном. А сейчас можно то же самое делать напрямую через семьи.
Вчера провели первый вебинар. Со следующей недели начнем публиковать в социальных сетях поступившие на конкурс сочинения с фотографиями. У меня есть еще один проект по профессиональному обучению и сертификации нянь. Мы его тоже запустим в онлайн-формате в ближайшее время. Вообще к новой реальности нужно отнестись, как к времени новых возможностей. И пока врачи борются за жизни людей, мы тоже должны думать о том, с чем вернемся в офлайн-общение. Это будет новая реальность, но ее уже сейчас нужно формировать.
- Исходя из своего личного опыта работы с перспективными кадрами, чтобы Вы предложили организаторам конкурса, если бы они обратились к Вам за советом относительно совершенствования его процедуры?
Наверное, было бы полезно обратить внимание не только на проекты, которые кандидат реализовал, работая в общественной организации или на уровне местного сообщества. Несколько лет назад в мои руки попала информация о том, что большинство сенаторов США начинали свою карьеру в качестве сотрудников общественных организаций или органов местного самоуправления. Это значит, что общество не просто обращает внимание на наличие подобного опыта, но и сам опыт общественной и муниципальной работы является основой для политической карьеры. Если человек обладает опытом непосредственного оказания услуг населению либо имеет положительный опыт решения местных проблем, то, участвуя в разработке законов на федеральном или региональном уровне, он будет понимать, как они будут работать «на земле». На мой взгляд, это должно стать одним из критериев для оценки потенциала того или иного кандидата. Н, конечно, любой багаж политического опыта, который имеется у кандидатов, будет оцениваться на последующих этапах конкурса.
- Вы являетесь членом большинства наиболее авторитетных экспертных площадок в России и занимаете позицию заместителя председателя Комиссии по поддержке семьи, материнства и детства Общественной палаты РФ. Т.е. фактически Вы уже являетесь одним из лидеров России и могли бы, например, взять на себя роль наставника в рамках этого конкурса. Однако все же Вы решили участвовать в конкурсе напрямую. Что мотивировало Вас к этому?
Вряд ли я смог бы исполнить роль наставника в рамках данного конкурса. Общественная и экспертная деятельность отличаются от политической. Когда-то я выработал для себя такой афоризм: если политика – это «искусство возможного», то экспертная деятельность – это «искусство невозможного». Фактически задача эксперта и общественника состоит в том, чтобы, осознавая способы решения той или иной проблемы, добиваться максимального результата и воплощения решения. Но в политике очень часто необходимо идти на компромисс, принимать решение, которое, с одной стороны, способствует улучшению ситуации, а с другой – учитывает интересы других участников. Для политика приоритетом должен быть баланс интересов различных социальных и политических групп. И здесь «искусство возможного» выходит на первый план. Это искусство, которому стоит учиться, потому что нет другого пути в управлении. И мне бы было интересно получить соответствующий опыт даже в общении с наставником. Это первый фактор, который мотивировал меня к участию в конкурсе.
Второй – это тема, которая меня больше всего волнует на сегодняшний день (демография), осознание того, что, сейчас еще остается 2-3 года, когда мы можем переломить кризис. Сейчас на демографии скажется и вирусный кризис. Если промедлим, то вместо прорыва и естественного роста получим катастрофическое падение численности населения. На общественном и экспертном уровне сделано достаточно много. Сформулированы прорывные идеи демографической политики, они представлены в специальном демографическом докладе Общественной палаты России. Многие уже стали основой для других документов. Но важно воплотить их в решениях, в новых законах.
Президент сказал, что «каждый наш шаг, новый закон, государственную программу мы должны оценивать прежде всего с точки зрения высшего национального приоритета – сбережения и приумножения народа». Очевидно, что национальные приоритеты требуют законодательной поддержки. Я считаю, что в должен быть создан Комитет по демографической политике. Очень важно, реализуя новые инициативы, сохранить их демографический потенциал, их «пронаталистскую» направленность, которая теряется, если относиться к мерам только, как к социальным. Это сложная тема, но она поддерживается обществом. Опросы показали, что население дает наивысшую положительную оценку демографическим поправкам к Конституции. Поэтому есть хорошие перспективы для консолидации экспертных и политических сил.