Закат политической карьеры Берни Сандерса
Симптоматично, что Сандерс потерпел поражение вслед за Джереми Корбином, чьи лейбористы внезапно столкнулись с охлаждением интереса к ним со стороны избирателей и были разгромлены на британских парламентских выборах в декабре прошлого года, отметил политолог, эксперт Центра ПРИСП Артём Филиппов.
Сенатор от штата Вермонт Берни Сандерс принял «трудное и болезненное» решение завершить свою президентскую кампанию. Несмотря на большие надежды и огромную энергию, с которой проводилась его кампания, демократический социалист добился еще меньшего, чем четыре года назад, когда он добрался до финальной битвы за демократическую номинацию на съезде демократов. Многочисленные сторонники Сандерса были шокированы результатами последних нескольких недель особенно на фоне того успеха, с которым начиналась его кампания, обещавшая «революцию».
78-летний сенатор проиграл несколько последних праймериз и кокусов Демократической партии, набрав в итоге 914 голосов, тогда как его оппонент в лице бывшего вице-президента США Джо Байдена получил 1217. Известно, что на оставшихся праймериз фамилия Сандерса по-прежнему будет присутствовать в избирательных бюллетенях с тем, чтобы возглавляемое им левое крыло демократов получило максимально возможное число делегатов на партийном съезде 17 августа в Милуоки. Это важно с точки зрения дальнейшего влияния на изменение идеологии партийной платформы.
К поражению Берни Сандерса, фигура которого в какой-то момент казалась воплощением самого духа истории, символом поворота американских избирателей влево, привели несколько факторов.
Во-первых, кампании Сандерса не хватило глубины, например, несмотря на все заигрывания, он не смог заручиться твердой поддержкой латиноамериканцев или афроамериканцев с юга страны. К тому же, по мнению Дональда Трампа и ряда наблюдателей, часть голосов Сандерса в критический момент в марте оттянула на себя сенатор Элизабет Уоррен.
Во-вторых, истеблишмент демократов категорически не захотел смириться с тем, чтобы партия шагнула в дверь с надписью «социализм», поэтому административные усилия, ресурсы и лучшие технологи были брошены в поддержку кампании Байдена. Левая демократическая пресса в США не устает приводить многочисленные примеры несправедливого отношения внутри партии к Сандерсу и его сторонникам, сообщает о всевозможных нарушениях в ходе праймериз, сыгравших против кампании сенатора-социалиста. Истеблишмент партии демократов не мог допустить, чтобы молодые сторонники Сандерса набрались политического опыта в условиях продолжающейся кампании и оказали влияние на ход конвенции в Милуоки.
В-третьих, Джо Байден оказался не так слаб, как это могло показаться еще на старте кампании, и это определенный урок для Дональда Трампа. Симптоматично, что Сандерс потерпел поражение вслед за Джереми Корбином, чьи лейбористы внезапно столкнулись с охлаждением интереса к ним со стороны избирателей и были разгромлены на британских парламентских выборах в декабре прошлого года. Некоторые политологи сравнивают политический типаж Джо Байдена с президентом Франции Эммануэлем Макроном, чьи критики так же многочисленны, но при этом ограничиваются в основном болтовней. Относительно безобидный неолиберализм, представленный уютным дедушкой Байденом, оказался более предпочтительным для многих американских избирателей-демократов, чем радикальные социалистические перспективы. Тем не менее, чтобы потрафить избирателям с более левыми взглядами, бывший вице-президент любит хвастать, что намерен руководить самой прогрессивной президентской администрацией в истории США.
В-четвертых, свою роль сыграла эпидемия коронавируса в США, отменившая очные дебаты кандидатов, на которые у сторонников Сандерса были огромные надежды. Берни Сандерс действительно выглядит более предпочтительно во время публичных выступлений, тогда как Байден на публике – это настоящая гафф-машина, путающая Терезу Мэй и Маргарет Тэтчер, сестру с женой и избирателей Вермонта с избирателями Нью-Гэмпшира.
Сандерс во многом завершает свою яркую политическую карьеру: в силу возраста сенатор вряд ли сможет принять участие в следующих президентских выборах через четыре года. Сандерс справедливо настаивает на том, что у него есть настоящее политическое наследие. В будущем его ученики будут претендовать на нечто большее, чем младшее место за столом Демократической партии.
Ранее опубликовано на: http://realtribune.ru/news/news/4021