Пособие по безработице: кому нет повода для оптимизма
Политолог, эксперт Центра ПРИСП Николай Пономарев рассуждает о трудностях с получением для части граждан повышенного пособия по безработице и приводит знаменитую цитату Салтыкова-Щедрина: «Однако, и об мужике не забыли; выслали ему рюмку водки да пятак серебра: веселись, мужичина».
Глава кабинета министров Михаил Мишустин подписал 17 апреля постановление, предписывающее повысить размер пособия по безработице с апреля по июнь до максимального размера – до 12 130 рублей.
Вызовет ли эта мера всплеск благодарности по отношению к власти – большой вопрос. Величина пособия относительно невелика, в особенности, с учетом размера расходов домохозяйств. Так, проведенное в ноябре 2019 года исследование Сбербанка показало, что средний размер одного лишь ежемесячного платежа по ЖКХ в России составляет около 4 тысяч рублей.
Большое число граждан, фактически лишившихся заработка, в лучшем случае смогут претендовать лишь на минимальное пособие – около 1 500 рублей.
Много званных, но мало избранных
В постановлении четко прописано, что на выплату в максимальном размере могут рассчитывать лишь граждане, уволенные и признанные в установленном порядке безработными начиная с 1 марта.
Во-первых, на казенные 12 тысяч рублей не стоит рассчитывать людям, уволенным за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия. Во-вторых, не стоит тратить время на посещение биржи труда гражданам, работавшим без официального оформления (более 15 млн. россиян или 21% занятых по данным Росстата). В-третьих, рассчитывать на повышенное пособие не могут и сотрудники, которых работодатель принуждал оформиться как ИП и заключить с организацией договор об оказании услуг. Нет повода для позитива и для самозанятых и фрилансеров, а также людей, впервые ищущих работу. В-четвертых, можно лишь посочувствовать людям, получившим статус безработного до 1 марта.
Лишены шансов на получение выплаты в максимальном размере и граждане, работавшие на основании договора гражданско-правового характера или авторского договора.
Всем упомянутым «счастливчикам», в лучшем случае, предоставят пособие в минимальном размере (около 1,5 тысяч рублей). Отношение к ним со стороны государства прекрасно отображает знаменитая цитата Салтыкова-Щедрина: «Однако, и об мужике не забыли; выслали ему рюмку водки да пятак серебра: веселись, мужичина».
В целом к группе риска относятся работники таких отраслей, как розничная торговля, фитнес-индустрия, маркетинг, развлечения, организация мероприятий, салоны красоты и пр. В целом этот перечень совпадает со списком сфер деятельности, в которых, по оценке Сбербанка, наблюдается наибольшее падение потребительского спроса. Наиболее пострадавшие не получат максимальной помощи: такова суровая реальность.
Проблемы могут возникнуть и у россиян, имеющих полное право на выплаты в максимальном размере. Работу бюрократического аппарата отличает низкая мобильность и зацикленность на процедурах согласования и контроля. Весьма вероятно, что первое время службы занятости будут работать по старым инструкциям, ожидая распоряжения от руководства.
Граждане, не озаботившиеся заранее получением карт, подключенных к платежной системе «МИР», ожидает неприятное известие: получить пособие они смогут лишь после получение соответствующего «пластика».
Людям, постоянно проживающим и работающим за пределами региона регистрации, придется добиваться получения пособия, как принято выражаться, «по месту прописки».
Логика элит и ловушка прежних ошибок
Не следует думать, что обозначенные пробелы в законе – это признак некомпетентности лиц, принимающих решения.
На социальные выплаты безработным в трехлетнем федеральном бюджете выделено 54 млрд. рублей. Подписанное Михаилом Мишустиным постановление потребует выделения еще 33 млрд. рублей.
В середине апреля министр труда Антон Котяков сообщил, что общее число безработных в России составляет 735 тыс. человек. По оценке главы Счетной палаты Алексея Кудрина, в 2020 году этот показатель (временно) может увеличиться до 8 млн. человек. Таким образом, выплата полноценного пособия по безработице жертвам «коронавирусного кризиса» потребует дополнительно изыскать сотен миллиардов рублей.
Получить их можно будет либо «запустив печатный станок», либо изъяв часть средств ФНБ, либо перераспределив уже заложенные в бюджете средства. Власти уже неоднократно демонстрировали нежелание использовать первые два варианта. Реализация сценария «отнять и поделить» бюджетные средства также крайне нежелательна: она наверняка приведет к ожесточенным конфликтам внутри истеблишмента.
Фактически политическое руководство России оказалось в ловушке. Созданная ранее система борьбы с безработицей основывалась на том, что львиную долю лишившихся заработка граждан обеспечивал средствами к существованию неформальный сектор экономики. Однако противоэпидемические мероприятия обрушили его. Выплата всем пострадавшим даже минимального пособия требует кардинального пересмотра бюджетной политики.
Но это предполагает кардинальную смену расклада сил внутри истеблишмента: действующая модель развития экономики выстроена в соответствии с интересами и воззрениями вполне конкретных представителей элиты. И это означает одно: чтобы не допустить дестабилизации системы «снизу», власти нужно будет запустить процесс реформ «сверху».