«Коронавирусные» программы поддержки бизнеса: голоса снизу
Программы государственной помощи бизнесу в период эпидемии коронавируса за короткий срок успели войти в число тем, наиболее активно обсуждаемых в экспертном сообществе. Однако в рамках этих дискуссий чаще всего незаслуженно мало внимания уделяется предложениям, которые формулируют сами представители делового сообщества либо эксперты представляющих интересы предпринимателей организаций.
Центр ПРИСП продолжает серию публикаций, посвященных теме поддержки предпринимателям со стороны государства.
Политолог, эксперт Центра ПРИСП Николай Пономарев обобщил предложения, поступившие властям от бизнеса, аналитических центров и общественных организаций, которые были отвергнуты политическим руководством либо продолжают обсуждаться.
Предложения общественных организаций и аналитических центров
«Российский союз промышленников и предпринимателей» выступил с инициативой отмены жестких ограничений на посещение России иностранцами. По мнению представителей РСПП, это облегчит задачу привлечения инвесторов.
«Деловая Россия» вынесла на обсуждение идею предоставить госгарантии в размере от 50% до 75% на все новые однолетние кредиты для бизнеса. Одновременно было предложено прибегнуть к субсидированию разницы ставок по всем кредитам для малого и среднего бизнеса и системообразующих предприятий, ипотеке и автокредитам. Также прозвучало предложение перенести пик периода госзакупок с конца года на второй квартал. Обсуждалась возможность увеличения размера авансирования для малых и средних предприятий и введения на 6 месяцев моратория на уплату НДФЛ при зарплате размером ниже 5 МРОТ.
Агентство стратегических инициатив выступило с идеей признать эпидемию форс-мажорным обстоятельством для малого и среднего бизнеса, а также принадлежащих к наиболее пострадавшим отраслям предприятий. Также руководство АСИ предложило властям увеличить на 5 - 10% пенсии и зарплаты бюджетников для компенсации падения потребительского спроса. Позднее представители агентства озвучили идею на время эпидемии наделить трудоустроенных мигрантов частью социальных прав граждан РФ и организовать подготовку лишившихся работы иностранцев «под высвобождающиеся рынки».
«Владимир Владимирович, прошу Вас…»
За время, прошедшее с момента начала эпидемии, Владимир Путин провел ряд совещаний по вопросу поддержки бизнеса. Помимо членов правительства, в них приняли участие многие предприниматели, включая представителей отраслевых объединений и иных общественных организаций. Многие из них получили возможность лично обратиться к президенту с просьбами и предложениями.
Руководитель Фонда продовольствия «Русь» Юлиа Назарова в ходе общения с главой государства предложила наложить мораторий на уплату НДС и налога на прибыль по товарным пожертвованиям. Последнее сделало бы для бизнеса передачу нереализованных запасов продуктов питания социально ориентированным НКО более выгодной, нежели их утилизацию. Эта мера позволила бы высвободить, ориентировочно, более чем 1 млн. тонн продовольствия для обеспечения наименее обеспеченных слоев населения продуктами питания. Последнее позволило бы смягчить возможный кризис неплатежей по кредитам и увеличения задолженности граждан за услуги ЖКХ, позволив потребителям сэкономить на приобретении еды. Президент счел это предложение неуместным. В качестве аргумента глава государства привел опыт начала 200-х гг., когда российские производители продуктов питания обратились к государству с просьбой прекратить поставки населению гуманитарной помощи, чтобы простимулировать потребительский спрос.
Руководитель санкт‑петербургского отделения «Деловой России» Дмитрий Панов обратился к Владимиру Путину с просьбой рассмотреть возможность докапитализации фондов поддержки предпринимательства в регионах.
Генеральный директор Mail.ru Group Борис Добродеев предложил главе государства рассмотреть возможность субсидирования (в размере 50%) заказов онлайн‑доставки для ресторанов, работающих в сегменте среднего и малого бизнеса. Эта мера позволила бы Mail.ru Group в качестве агрегатора брать с ресторанов нулевую комиссию и сделать доставку для пользователя бесплатной. Глава государства усомнился, что компания нуждается в субсидировании в условиях увеличения ее доли на рынке онлайн заказов готовой еды, но все же счел возможным дальнейшее обсуждение инициативы.
Второе предложение Добродеева (относительно разрешения дистанционной продажи лекарств) было фактически выполнено после принятия соответствующего федерального закона в начале апреля.
Гендиректор национального билетного оператора «Кассир.ру» Алла Фомина обратилась к президенту с предложением предоставить организаторам массовых мероприятий возможность пригласить зрителей на перенесенные ивенты без возможности возврата полученных денежных средств. Также была озвучена инициатива дать организаторам право возвращать денежные средства за полностью отмененные мероприятия в течение 12 месяцев с момента обращения зрителя (а не через 10 дней). От лица коллег Фомина попросила президента предоставить отрасли субсидию в размере 13 млрд. рублей, чтобы покрыть ущерб, понесенный в рамках предоплаты за организацию отмененных и перенесенных мероприятий. Владимир Путин пообещал внимательно рассмотреть предложения организаторов театрально-концертной деятельности.
Социальный предприниматель Евгения Лазарева (ОНФ и «Опора России») в ходе беседы с Владимиром Путиным попросила главу государства возможность снижения ставки НДС для конкретных отраслей, целевого субсидирования малых предприятий в конкретных сферах экономики или возврата им уплаченных страховых взносов.
Президент выразил готовность обсудить предложенные меры, а также рассмотреть возможность снижения для бизнеса налога на имущество по согласованию с региональными властями.
Руководитель сети детских кафе «АндерСон» Анастасия Татулова предложила Владимиру Путину ускорить внедрение санитарных правил, разработанных в рамках инструмента «регуляторной гильотины», рассмотреть возможность снижения НДС для предприятий общественного питания, смягчить критерии включения предприятий в реестр МСП либо перейти к оказанию помощи всем компаниям, принадлежащим к особо пострадавшим отраслям. Глава государства пообещал рассмотреть возможность реализации этих мер.
Глава инновационного предприятия «Форсел» Дмитрий Грохольский в ходе общения с Владимиром Путиным выдвинул предложение признать на федеральном уровне эпидемию коронавируса форс-мажорным обстоятельством не только при исполнении государственных контрактов, но и в рамках хозяйственных отношениях между юридическими лицами. Блокировать возможность злоупотребления этим инструментом, согласно идее Грохольского, должны будут региональные комиссии, формируемые из представителей «большой четверки» бизнес-объединений. Президент выразил сомнения, что этот «предохранительный механизм» будет работать достаточно эффективно.
Член Общественной палаты РФ и директор Центра мониторинга развития промышленности Илья Семин предложил главе государства разработать гибкие условия выплаты задолженности предпринимателей после завершения режима кредитных каникул. Период выплаты накопившихся долгов, по мнению Семина, должен быть равен 1 году.
Руководитель компании «Фаберлик» Алексей Нечаев предложил главе государства ввести упрощенный порядок сертификации санитайзеров (дезинфицирующих веществ). Переориентация косметического производства на их выпуск позволит компаниям отрасли компенсировать урон, понесенный от падения продаж традиционной продукции. Однако прохождение сертификации санитайзеров может занять от 3 до 6 месяцев. Также глава «Фаберлик» попросил президента рассмотреть возможность перехода к уведомительному или заявительному порядку сертификации.
Владимир Путин согласился с необходимостью ускорить процесс сертификации, но в то же время выступил против перехода к ее заявительной форме. Впрочем, он допустил обсуждение этой инициативы в отношении конкретной продукции, в частности – гигиенических средств.
Гендиректор компании «Мостотрест» Владимир Власов обратился к главе государства с предложением реализовать комплекс дополнительных мер для поддержки строительной отрасли. В частности, Власов предложил сформировать перечень генподрядных организаций и придать им статус предприятий непрерывного цикла, наделив правом соответствующим образом формировать цепочки сопоставщиков и соисполнителей. Также глава «Мостостроя» настоял на необходимости определить перечень возводимых объектов, работа на которых не будет остановлена, и сформировать для них коридоры поставки ресурсов. В регионах, где процесс строительства был полностью остановлен, по мнению Власова, следует ввести временный мораторий на выплату банковских процентов и лизинговых платежей, пока будет принято решение о возможности или формах компенсации по вынужденному простою. Также гендиректор «Мостостроя» подчеркнул важность увеличения авансовых платежей застройщикам при упрощении казначейского сопровождения. Власов отметил и необходимость превентивной разработки упрощенного порядка пересечения границы РФ и массового тестирования для трудовых мигрантов на момент ослабления «коронавирусной угрозы».
Президент Национального объединения строителей Антон Глушков обратился к главе государства с просьбой распространить меры поддержки
субъектов малого и среднего бизнеса в особо пострадавших отраслях на МСП строительного комплекса. Параллельно было предложено составить региональные списки системообразующих предприятий.
Заключение
Анализ просьб и предложений, озвученных бизнесменами, представителями общественных организаций и экспертами «мозговых танков», позволяет выделить ряд тенденций.
Большое число коммерсантов (в особенности – в пострадавших отраслях) заинтересованы в полноценном признании эпидемии коронавируса форс-мажорным обстоятельством или хотя бы в одноразовом получении льгот, способных функционально заменить объявление форс-мажора.
Несмотря на уже полученные послабления с точки зрения взимания налогов, сборов и страховых платежей, бизнесу нуждается в сокращении фискального бремени. Источником ощутимых проблем и рисков для предпринимателей остается жесткая система государственной регуляции.
Коммерсанты заинтересованы в развитии региональных программ поддержки делового сообщества, однако этому в большинстве случаев препятствует нехватка бюджетных средств.
Еще одной специфической чертой бизнес повестки является потребность получения государственной поддержки со стороны условно крупных компаний. Причиной этого, вероятно, служит несовершенство существующей системы классификации бизнеса. Фирмы, которые в ЕС, США и тем более в Китае были бы отнесены к среднему бизнесу, в РФ оцениваются как крупные предприятия.
Предпринимателей пугает перспектива погашения задолженности перед банками, накопившейся за время вынужденного простоя. И потому для них принципиальным значением обладает вопрос об условиях выплаты долга.
Бизнес осознает необходимость поддержки платежеспособного потребительского спроса, и потому призывает государство использовать механизмы субсидирования производства и реализации продукции частных предприятий с целью ее удешевления. Некоторые представители делового сообщества также призывают государство облегчить условия участия предприятий в благотворительных программах в натуральной форме, что позволило бы сократить масштабы «сжатия» спроса и волны неплатежей.