Политолог, эксперт Центра ПРИСП
15.05.2020

«Верните мой 2007-й»: падение потребительского спроса

 

Политолог, эксперт Центра ПРИСП Николай Пономарев продолжает следить за динамикой потребительских расходов и считает, что россияне приходят к смене модели потребительского поведения.

В минувший вторник Сбербанк опубликовал очередной отчет о динамике потребительского спроса в России.

Исследование показало, что в течение апреля расходы физических лиц на товары и услуги сократились в номинальном выражении более чем на 26% (по сравнению с сопоставимым периодом 2019 г.). Падение, вероятно, могло оказаться еще более ощутимым. Однако его масштабы нивелировали «пасхальные» визиты в магазин, подготовка россиян к временному переезду на дачи и прогнозы относительно роста цен, подтолкнувшие граждан к совершению покупок «впрок».

В номинальном выражении розничный товарооборот снизился на 13,2%, до уровня 2016 г. Расходы на оплату услуг сократились почти на 58%, упав до значений 2007 г.

В 32 из 37 категорий расходов фиксируется снижение потребительского спроса. В 25 случаях речь идет о падении на 30% и более. В 21 категории масштабы сокращения спроса превышают 50%, в 15 – колеблются на уровне от 60% до 99,2%. Туризм, пассажирские авиаперевозки, гостиничное дело, аренда автотранспорта, розничная торговля «ювелиркой», салоны красоты, фитнес-индустрия, сфера общественного питания – вот далеко не полный список отраслей, которые государству необходимо оперативно реанимировать.

В отдельных категориях товаров и услуг наблюдается существенный прирост. Расходы на телекоммуникационные услуги выросли более чем на 14%, на цифровые продукты – на почти 23%. Продуктовые магазины увеличили продажи на 5,9%, винные – на 18,5%, универсальные – на 7,1%.

Однако эта информация вряд ли может служить поводом для оптимизма. Сегмент «Универсальные магазины» в течение апреля продемонстрировал прирост потребительских расходов на 7,1%. С 26 апреля спрос в нем еженедельно увеличивался в пределах от 66,8% до 86,6%. Столь впечатляющая динамика демонстрируется за счет показателей крупных Интернет-ритейлеров, осваивающих сегменты рынка, связанные с торговлей одеждой, обувью, косметикой парфюмерией и пр. Таким образом, онлайн-магазины «обнуляют» отложенный спрос, усугубляя положение временно закрытых торговых точек.

Дальнейшая динамика спроса, по мнению аналитиков Сбербанка, в значительной степени зависит от такого фактора, как ожидания населения относительно будущих доходов. И это закономерно становится поводом для беспокойства.

Только за последний месяц безработица выросла в 2 раза. По прогнозам экспертов, ее масштабы по итогам 2020 г. могут увеличиться до 5 – 15,5 млн. человек.

Согласно данным исследования Wanta Group, в конце апреля о снижении своих доходов заявили 43% респондентов.

Центр развития НИУ ВШЭ прогнозирует снижение объема реальных доходов россиян во втором квартале 2020 г. более чем на 20% по сравнению с аналогичным периодом минувшего года.

Анонсированные властями меры поддержки граждан в силу дефектов в работе бюрократического аппарата и несовершенства законодательства недоступны многим россиянам. По большому счету без какой-либо помощи остались занятые в неформальном секторе (25 млн. человек или треть всех занятых по данным Института общественных наук РАНХиГС). 

Все это закономерно подталкивает россиян к смене модели потребительского поведения.

В ходе опроса, совместно проведенного BCG и холдингом «Ромир», выяснилось, что 75% респондентов настроены пессимистично относительно будущего российской экономики и ожидают наступления рецессии. 40% опрошенных не уверены в устойчивости своего финансового положения. В течение ближайших 6 месяцев представители всех возрастных групп планируют сократить свои расходы на приобретение товаров и услуг в 90% категорий затрат. В наихудшем положении окажутся владельцы торговых центров (около 47% респондентов планирует тратить там меньше денег) и заведений уличной торговли (40%). Существенно сократятся затраты на отдых и развлечения. 46% участников опроса будут реже посещать учреждения сферы досуга и отдыха, 36% – спа-салоны, концертные залы и тематические парки, 34% – кинотеатры и рестораны. На продуктах питания, одежде, электронике и развлечениях намерены экономить до 50% россиян.

В свете этого становится очевидно, что в отсутствие масштабных мер по стимулированию потребительского спроса программы поддержки пострадавших отраслей экономики лишь отсрочат массовое банкротство предприятий.

 nedvizh centr torg

 
Партнеры
politgen-min-6 «Верните мой 2007-й»: падение потребительского спроса
banner-cik-min «Верните мой 2007-й»: падение потребительского спроса
banner-rfsv-min «Верните мой 2007-й»: падение потребительского спроса
expert-min-2 «Верните мой 2007-й»: падение потребительского спроса
partners 6
eac_NW-min «Верните мой 2007-й»: падение потребительского спроса
insomar-min-3 «Верните мой 2007-й»: падение потребительского спроса
indexlc-logo-min «Верните мой 2007-й»: падение потребительского спроса
rapc-banner «Верните мой 2007-й»: падение потребительского спроса