Пароксизм уличного насилия в США и степень вины полиции
Телеграм-канал @prokhorov11 представляет собой уникальную площадку для экспертных дискуссий по широкому кругу вопросов, в которых принимают участие известные политологи. В партнерстве с Центром ПРИСП и порталом «Выбор Народа» медиа-ресурс предоставляет возможность ведения и освещения различных актуальных тем. Так, на этот раз эксперты Центра ПРИСП высказали свое мнение о неоднозначности проблемы взаимодействия заокеанской правоохранительной системы и американского общества.
Политолог Николай Пономарев называет откровенно избирательным характер полицейского насилия в США.
Многие российские блогеры недоумевают: почему в протестах против полицейского насилия в США активно участвуют не только афроамериканцы и латиносы, но и белые американцы? Ответ на этот вопрос достаточно прост.
Согласно базам данных проекта Fatal Encounters, за период с января 2000 г. по май 2020 г. американские полицейские «при исполнении» убили более 28 тысяч человек (из них 13,3 тысяч принадлежали к белому большинству). Год от года число жертв растет. В 2000 г. их количество достигало 851, в 2005 г. – 1171 г., в 2010 г. – 1290, в 2015 г. – 1607, в 2019 г. – 1795. Можно было бы заявить, что эта информация подана малоизвестной группой политически ангажированных активистов. Однако, во-первых, цифры, приводимые Fatal Encounters, чаще всего совпадают с информацией из баз данных Guardian и Washington Post. Во-вторых, члены Fatal Encounters могут предоставить информацию буквально по каждому из 28 тысяч убитых полицией.
США входят в тройку стран-рекордсменов по числу убийств, совершаемых силовиками внутри национальных границ. Большие показатели зафиксированы лишь в Бразилии и Венесуэле. В соседней Канаде в 2017 г. полицейские убили всего 36 человек, в Германии – 14, в Великобритании – 6, в самих США – 1767.
В 99% эпизодов полицейским, убившим подозреваемого, не предъявляются обвинения. Примерно в половине случаев дошедшие до суда дела заканчиваются оправданием правоохранителей. И это при том, что только в 2015 г. полицейскими в США были убиты 104 безоружных афроамериканцев (лишь в 13 случаях правоохранителям были предъявлены обвинения).
Не будем забывать и о насилии, не приведшем к фатальному эффекту. Ежегодно в Соединенных Штатах около 100 000 человек проходят лечение в отделениях неотложной медицинской помощи в результате травм, нанесенных сотрудниками правоохранительных органов.
Обосновать столь масштабное применение силы «парням в синем» крайне сложно. По данным ФБР, в 2017 г. при исполнении служебных обязанностей погибли 46 полицейских, в 2018 г. – 55, в 2019 г. – 48.
При этом полицейское насилие носит откровенно избирательный характер. В этом плане характерна история, приведшая несколько лет назад к скандалу в полицейском управлении Портленда. В ходе инструктажа сержант Грегг Льюис пояснил коллегам, что задержание «перебравшего парня в костюме и галстуке» обернется для полицейского судебным разбирательством. Но чернокожего бездомного они могут смело заковать в наручники и даже застрелить - это не создаст проблем для департамента.
Политолог Артём Филиппов отмечает неоднозначность общепринятой статистики насилия правоохранительных органов США в отношении гражданского населения.
Когда российский обыватель слышит про тысячу или около того человек, которых в год «убивает» американская полиция (соответствующий подсчет с 2015 года ведет The Washington Post), то он, как правило, мало задумывается о смысле этих цифр. В 2019 году полицейские застрелили 1003 человека, при этом подавляющее число из них были вооружены. Всего в прошлом году от рук полиции погибли 14 безоружных чернокожих. Из этих 14 случаев в трех инцидентах офицеры полиции были наказаны, обстоятельства еще одного признаны спорными, а в нескольких других безоружные афроамериканцы пытались либо душить полицейского, либо сбить его машиной. По данным The Wall Street Journal, в США полицейский в 18,5 раз чаще рискует быть убитым чернокожим мужчиной, чем невооруженный афроамериканец полицейским.
Эрик Гарнер был контрабандистом и оказывал сопротивление полиции перед тем, как они скрутили его и, нарушив должностные инструкции, задушили. 18-летний Майкл Браун (рост 192, вес 132), застреленный полицейским в Фергюсоне, мог бы сделать неплохую карьеру в американском футболе, может быть, даже получить спортивную стипендию в колледже и вырваться из гетто, но он предпочел жизнь мелкого гансты и получил несколько пуль от полицейского после того, как нанес офицеру удар в лицо и попытался отнять табельное оружие. Нужно ли упоминать, что машина с Брауном и его подельником была остановлена полицейским после сообщения о том, что незадолго до этого ими была украдена коробка сигар в магазине? Про неоднократные судимости Джорджа Флойда и его угрозы оружием беременной женщине знают, кажется, уже все. Вообще интересно, что наиболее одиозные инциденты с участием полицейских и афроамериканцев случаются именно в «синих» городах, управляемых мэрами-демократами, но это тема для отдельного разговора. Достаточно лишь упомянуть, что в выходные, когда погиб Флойд, в Чикаго (мэр-демократ) было убито в ходе уличных перестрелок 10 человек, еще 50 ранены, и большинство из них были афроамериканцы. Вот настоящая институциональная проблема чернокожей общины США, а вовсе не полицейская жестокость.
Еще одна категория «расстрелянных» – это случаи, когда полицейские сталкиваются явно с неадекватным поведением. В США очень теплый климат, и по улицам жарких американских городов слоняются толпы психически неуравновешенных людей с уголовным прошлым и оружием в карманах. По-хорошему, их место в специальных лечебницах, но у государства нет денег на лечение этих несчастных. Полицейские уставы строги именно потому, что американский коп реально может получить пулю или удар ножом в любой момент.
Майк О'Миара, президент Нью-Йоркской полицейской благотворительной ассоциации, в недавнем публичном выступлении привел следующие цифры: в 2019 году полицейские Нью-Йорка 375 миллионов раз взаимодействовали с 8.3 миллионами жителей мегаполиса. Нагрузка колоссальная, совершенно понятно, что при такой частоте контактов между представителями правоохранительных органов и гражданским населением неизбежны эксцессы, их в принципе не избежать, но что теперь – упразднить полицейские участки.
Если экстраполировать число «убитых» полицией в 2019 году невооруженных чернокожих на общее количество афроамериканского населения в стране, то получаемая цифра (0,000032-0,000035%) ниже даже статпогрешности, при этом никто не собирается оправдывать полицейских, когда они действительно виновны. Сегодня американская полиция стоит на коленях перед «черными комиссарами» и кается. Типичный пример «черного комиссара» – рэпер SoundCloud (настоящее имя Раз Симоне, имеет приводы за сутенерство), возглавивший «силы безопасности» в захваченной погромщиками «Автономной зоне Сиэтла», чьи молодчики уже избивают несогласных с его действиями из числа других бунтарей. Полиция не вмешивается.