Политолог, эксперт Центра ПРИСП
08.07.2020

Арктика и государство

 

Освоение Арктического региона может и должно стать одним из главных драйверов развития страны. Повышение хозяйственного, стратегического и геополитического значения Арктики – один из самых главных вызовов в истории современной России.

Артика должна быть российской без всяких «может быть», и здесь не обойтись без энергичного государственного вмешательства, настаивает политолог, эксперт Центра ПРИСП Валерий Прохоров.

Несмотря на то, что оператором по Арктике определена пусть государственная, но всё же бизнес-структура («Росатом»), главной целью всё-таки следует считать геополитическую: Россия должна присутствовать в регионе и доминировать в нём. Поэтому планирование действий компаний там должно осуществляться с участием государства и решать государственные задачи. Ограничения, диктуемые экономической целесообразностью, видимо, с помощью государства должны преодолеваться методами экономического стимулирования бизнес-структур, решивших работать в регионе. Во главу угла должны быть поставлены политические задачи, а для их реализации разработаны преференции. Логика государства должна быть следующая:

1. Если компания стоит перед выбором - (1) развивать собственные компетенции или (2) купить решение «под ключ» у внешнего поставщика, государство должно способствовать первому. Оно может взять на себя страховые риски, выделить средства, организовать благоприятный режим контрольно-надзорной деятельности, предложить налоговые льготы. Задача восстановление утраченных компетенций и обретение новых - это государственная задача.

2. «Арктическая» издержка в производимом в регионе товаре или услуге должна покрываться из казны, потому что любой возврат денег за такой товар на стадии запуска – уже благо. Это тоже государственная задача.

3. В Арктике должны быть особые экономические зоны со специальными режимами льгот и преференций. Универсальных решений на старте перезагрузки Арктики быть не может, должны отрабатываться варианты. И это государственная задача.

4. В Арктике должно работать территориально-производственное планирование. Велосипед изобретать не нужно: при Союзе в планировании существовал принцип единства народно-хозяйственного комплекса, который предполагал гармонизацию усилий в области достижения экономических результатов с развитием необходимых для этого трудовых ресурсов (человеческого капитала). И не стоит клеймить идею как антирыночную.

Госплановский «межотраслевой баланс» считается одним из выдающихся достижений мировой экономической теории. Положенные в его основу исследования «архитекторов» социалистического планирования Александра Богданова, Владимира Романа и Владимира Базарова, касающиеся «научной организации труда» и «планирования материального баланса», признаны ценными представителями практически всех современных экономических школ. А математические методы межотраслевого планирования (input-output planning), разработанные уехавшим в США нашим соотечественником Василием Леонтьевым, были удостоены Нобелевской премии. Это тоже государственная задача.

5. Эффективные механизмы материального стимулирования должны быть направлены на то, чтобы хозяйствующие субъекты были заинтересованы в планомерном снижении себестоимости, а не «взвинчивании ценника». На это же должна быть нацелена контрольно-надзорная деятельность в Арктических регионах. И это тоже государственная задача.

6. Стимулирование возникновения и развития в Арктике малого и среднего бизнеса - через предоставление финансирования стартапов, сверхльготное налогообложение, кредитование под проценты близкие к нулевым и т.д. - это тоже важнейшая государственная задача. Государство должно стать главным региональным «венчурным капиталистом».

7. Трудовые ресурсы и способы их привлечения: формирование высоких социальных стандартов, особый режим пенсионного обеспечения, «подъемные» приехавшим, «перегрузочные» местным, программы для молодежи (включая сопровождение «постарктических» карьерных траекторий для особо отличившихся), программы для «жертв возрастной дискриминации 45+», частичное или полное списание кредитов в обмен на длительный контракт - это должно спроектировать и запустить государство.

8. Отдельная тема – спецы высокой квалификации и носители уникальных и передовых знаний и умений. Их нужно собирать по всему миру и предоставлять гражданство России по упрощенной схеме через заключение «арктического контракта». В эпоху коронавируса и разных расистских (или антирасистских) беспорядков поиск и привлечение в Арктику свежих мозгов теоретически может упроститься. Это тоже то, что может сделать только государство.

9. Экономика Арктики может быть некоррупционной. Для этого можно и нужно идти на смелые экономические эксперименты. Например – ввести в обращение «арктический крипторубль», который можно «майнить» или установить на его основе «двухконтурную» региональную финансовую систему при которой в криптоденьгах осуществляются капиталовложения, а превращение крипторубля в кэш возможно только после того, как они начинают генерировать добавленную стоимость. Правила игры может и должно установить государство.

Много государства, скажете Вы? Много, и оно должно там быть. Сейчас его там нет вовсе. Поэтому и ведутся разговоры о «интернационализации» Арктики, а СМП вдруг стал чуть ли не международными территориальными водами. Это неправильно, Арктика должна быть нашей безо всяких «может быть».

 

arktika medvedi

 
Партнеры
politgen-min-6 Арктика и государство
banner-cik-min Арктика и государство
banner-rfsv-min Арктика и государство
expert-min-2 Арктика и государство
partners 6
eac_NW-min Арктика и государство
insomar-min-3 Арктика и государство
indexlc-logo-min Арктика и государство
rapc-banner Арктика и государство