Алена Булгакова - о новациях ЦИК
16 июля в ЦИК России прошло заседание экспертной площадки, посвященное теме внедрения дополнительных механизмов реализации активного избирательного права на региональных выборах в 2020 г. В числе прочих специалистов в области электорального процесса в мероприятии приняла участие исполнительный директор Ассоциации «Независимый общественный мониторинг» (НОМ) Алена Булгакова. Свои впечатления от дискуссии эксперт сформулировала следующим образом.
Накануне состоялось заседание экспертной площадки Центризбиркома России, на котором, как предполагалось изначально, участники должны были обсудить вопросы, связанные возможным использованием дополнительных механизмов реализации активного избирательного права на выборах в ходе ЕДГ. Однако электоральное экспертное сообщество всегда мыслит шире. Позволим и себе отклониться от заявленной темы.
Как показала реакция таблоидов на это событие, самым интригующим моментом в работе площадки стало заявление Эллы Памфиловой, которая выступила с позицией о переносе даты ЕДГ, поскольку считает, что сентябрь – крайне неудачное время для проведения масштабной кампании.
Через некоторое время свою позицию высказал и глава комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и госстроительству Андрей Клишас: «Моя позиция не поменялась. Сентябрь». Однако никто сейчас не отрицает, что «надо обсуждать». Солидарность в этой позиции мы выражаем и от лица экспертного сообщества Ассоциации НОМ.
Бурные обсуждения, начавшиеся с громогласных и циничных выступлений представителей политических партий, были посвящены прошедшему 15 июля второму чтению законопроекта с поправками в ФЗ-67 по допущению проведения голосования в течение нескольких дней. В данном случае озабоченность политических партий относительно данных норм вполне ясна – речь идет о страхе и неспособности принять новые вызовы.
Проанализировав итоги проведения общероссийского голосования, экспертное сообщество Ассоциации НОМ заключает:
1. Выборные процессы в России становятся максимально удобными, комфортными для избирателя.
2. Предоставление гражданам вариативного окна для волеизъявления (до трех дней) абсолютно демократично.
3. Граждане сами осознанно продемонстрировали поддержку принимаемой норме. Соцопрос ВЦИОМ показал, что порядка 64% респондентов выразили поддержку тезису, что многодневное голосование – это удобно.
4. Проведение голосования в несколько дней соответствует международным стандартам.
5. Система готова к проецированию данной нормы на все выборные процессы.
6. В подготовленном законопроекте учтены все особенности и условия проведения многодневного голосования.
Удобно ли это гражданину? Да. Бросает ли это вызов системе избирательных комиссий, политическим партиям, кандидатам и наблюдательскому сообществу? Безусловно, да. Но, как мне кажется, общероссийское голосование абсолютно точно доказало, что мы к этим вызовам более чем готовы.
«Значит ли это, что мы будем три дня отдыхать?» Конечно, нет. Это значит, что избирателю предоставляется возможность осознанно принять участие в голосовании, а политическим партиям и кандидатам работать более ответственно и с полным включением в работу с электоратом, а не против конкурентов.