«Я/Мы». Перспективы слогана
Политтехнолог, эксперт Центра ПРИСП Андрей Кравец анализирует использование слогана «Я/Мы» и приходит к выводу, что результаты протестов с его использованием вскоре трансформируются в результаты голосования на территориях с высоким запросом на социальную справедливость.
Авторы надписи «Я/Мы Иван Голунов» — дизайнеры Свят и Анастасия Вишняковы. Они рассказывали, что их об этом попросили сотрудники РБК — тогда речь о единых первых полосах ещё не шла. При создании лозунга авторы ориентировались на известные и узнаваемые «Je suis Charlie» и #metoo.
Сама тема слогана базируется на запросе на справедливость. Во всех эпизодах, в которым мы видим этот слоган в начале фразы присутствует реакция на действия силовиков: это и дело журналиста Ивана Голунова, и начинающего актера Павла Устинова и сейчас дело губернатора Хабаровского края Сергея Фургала и ряд других менее известных эпизодов. Протесты демонстрируются федеральным властям, но первоначальным поводом для этих протестов как правило становятся именно действия силовиков.
Слоган сопровождает массовые акции, интернет-челенджи и одиночные акции.
Пока это реакция на действия силовиков и конечным запросом является запрос на справедливость, но дело в отношении Фургала дало этому слогану политический окрас и вышло за пределы темы и региона.
Безусловно вероятно дальнейшее трансформирование этого слогана для объединения протестных настроений. Уже сейчас массовые акции в поддержку Фургала за пределами территории Хабаровского края сопровождается слоганом «Я/Мы Дальний Восток».
Дальнейшим развитием этого слогана может стать запрос на справедливость в политике, запрос на представительство во власти региональных и местных лидеров, которые будут транслировать потребности и ожидания людей, а не только успешно реализовывать проекты Москвы.
Реализовать успешно этот слоган для политического продвижения вряд ли удастся. По крайней мере можно с уверенностью сказать, что партия или кандидат, который будет использовать этот слоган не получит за счет него дополнительных голосов. Но при этом слоган может стать стержнем, координирующий дальнейший протест.
Развитие средств коммуникаций «абонент-техническая платформа-абонент» позволяет говорить о том, что в ближайшей перспективе координатором протеста может стать, в том числе, искусственный интеллект, который можно запрограммировать на поиск определенных ситуаций и людей, готовых поддержать протест на основе анализа big data.
Мы, возможно, увидим удивительную трансформацию в организации протестов. Нет единого центра, нет единой темы, поводы тоже разные, но везде, где мы будем видеть «Я/Мы» присутствует присоединение широкого круга народных масс к запросу на справедливость. Этот слоган во многом является выражением сопричастности к социальным проектам и гражданскому обществу.
Результаты протеста с использованием «Я/Мы» в ближайшее время с высокой степенью вероятности трансформируются в результаты голосования на территориях, которые охвачены протестами, а в последующем охватят территории с высоким запросом на социальную справедливость.