Болото политической жизни России, или хабаровский кейс
Протестная ситуация в России отличается весьма низким уровнем по сравнению с целым рядом зарубежных государств, тем не менее, власти страны всех уровней весьма заметно нервничают в связи с мирными митингами в одном из дальневосточных регионов. В свою очередь, это не может не сказаться на правильной оценке ситуации в регионе со стороны федерального центра и, соответственно, на принимаемых для разрешения конфликта между населением и властью решениях.
Бизнес-консультант, эксперт Центра ПРИСП Максим Шанин предлагает экспертам вспомнить об азах политической аналитики на примере ставшего проблемным Хабаровского региона.
Очень у нас все стали нежные и какие-то запутавшиеся в собственных жёстких конструкциях. Которые в мало-мальски нестандартных ситуациях немедленно начинают демонстрировать свою оборотную сторону. Хрупкость.
Реакция на хабаровские митинги со стороны и властей, и околовластной пропаганды, и независимых экспертов прежде всего говорит о масштабах болота, в которое превратилась политическая жизнь в РФ. Посудите сами: который уже месяц Соединённые Штаты Америки сотрясают самые что ни на есть массовые беспорядки, вспыхивающие по всей стране, в том числе одновременно в десятках городов. Власти спокойны, по крайней мере, внешне. В конце прошлого года во Франции анонимные протестующие в жёлтых жилетах как на работу каждые выходные выходили в разных местах страны, и продолжалось это тоже не один месяц. Было попорчено немало ценного имущества. Власти и там сохраняли спокойствие, пытаясь наладить коммуникацию с собственным народом. Кстати, и в США, и во Франции восставшие не имели явных лидеров, а выдвигаемые требования были, мягко выражаясь, не очень конкретны и порой пересматривались прямо на ходу. По мне, так это намеренный отказ от диалога или, как минимум, создание для этого диалога значительных препятствий. Ничего, удалось французам как-то публику урезонить, да и американцы, думаю, в итоге справятся, хоть и не без потери качества. Да что там одни из богатейших стран мира с устойчивыми вроде бы политическими системами! Вон, весь год сотрясают волнения по разным поводам не самую зажиточную и стабильную Сербию. А ведь и там власти не проявляют по этому поводу излишнего беспокойства и даже находят время заехать в Москву на парад.
Что же мы видим у нас? Картина, можно сказать, прямо противоположная. Положение-то в стране складывается потихоньку такое, что скоро каждый день найдётся повод на улицу выйти потребовать чего-нибудь настоятельно необходимого. Но... народ спокоен, продолжает работать. В одном-единственном городе люди выступили по совершенно конкретному поводу. Протест сугубо мирный, никто, по-моему, даже газон не потоптал понапрасну. Но при этом не прекращается уже который день, и создаётся отчётливое впечатление, что власти к такому развитию событий готовы не были и заметно нервничают. Может быть, стоило хотя бы попробовать разобраться в происходящем? Нет, реакция другая.
Проще всего провластной пропаганде. Там в отсутствие ценных указаний сверху предпочли сделать вид, что ничего не происходит. Разве что один из постоянных героев телеэфира сказал в адрес хабаровчан пару нехороших слов, да и всё. А в остальном – нет никакого Хабаровска.
Власти предпочли забраться под ковёр. Не для того чтобы спрятаться, тут не будем возводить напраслину, а дабы выяснить отношения в привычной обстановке. Получилось почему-то, что главная хабаровская проблема – сохранение региона за ЛДПР. Не будем лишний раз пинать несчастного врио, вдруг он ещё себя покажет. Я также не знаю, в чём там на самом деле виноват Фургал. Понятно и то, что в политике случаются и неверные действия, и несвоевременные, как в любом другом деле. Могли ошибиться в чём-то, а могло и действительно не оказаться другого выхода. Существуют, однако, политические способы урегулирования последствий не совсем выверенных политических шагов.
Но наблюдается какая-то фантасмагория. Возможно, принимаемые меры имеют глубокий смысл, вот только никто не удосужился хотя бы намекнуть на его существование. Вместо этого видно другое. Так или иначе, действия федеральных властей послужили толчком к массовым выступлениям в не самом последнем городе страны. Один раз можно было выйти на эмоциях, но через пару дней стало понятно, что у протестов есть и причины и, наверное, приводные ремни. Однако никаких шагов в публичном поле предпринято не было. Нет, никто не ожидал, что в Хабаровск немедленно слетится всё высшее чиновничество, но есть же ответственные. А вышло что? Заехал разок полпред, потом уж не стал даже лично нового врио представлять. Который, в свою очередь, до сих пор не нашёл в себе сил с вверенными ему теперь людьми поговорить. Не знаю, робеет, считает ниже своего достоинства или просто мизантроп по натуре? Вот только в сложившейся и всё усугубляющейся ситуации эти личные особенности едва ли должны приниматься во внимание.
Говорят, что нового врио потому от ЛДПР прислали, чтобы прежних договорённостей не нарушать. А ещё при Фургале либерал-демократы оккупировали всю местную власть, и при виде однопартийца они сразу успокоятся и настроятся на конструктивный лад. Трудно сказать, что на самом деле приобретёт или хотя бы сохранит ЛДПР в крае, но вот по её, назовём это так, бизнес-модели хабаровские события, без сомнения, нанесли сокрушительный удар. В голубой партии и раньше хватало разных интересных личностей, иные даже погибали при исполнении, но одно оставалось незыблемым: выдачи из рядов не было. А тут, выходит, не удержали популярного (как выяснилось) местного губернатора, а потом, для видимости, заменили его на партийного номинала. Может быть, и здесь мы наблюдаем часть коварного плана? Всё же сейчас часто поругивают системные партии, вот и решили, следуя по пути обновления, подпортить одному из старожилов корневую систему. Думается, однако, что столь важных политических целей можно было добиться и более мирными средствами. Да и порядок, при котором на входе стоят сколь угодно значительные преграды, но зато потом, если уж человек правдами и неправдами прорвался за ограждение, то он в домике, представляет собой определённую систему, пусть и кривоватую. Должны же быть какие-то преимущества в пребывании на верхних этажах! Иначе получается, что с каждым в любой момент может произойти всё, что угодно. Только вот на диктатуру закона, которая сама по себе есть тоже один из вариантов устройства системы, это не очень похоже. И ясно, что неприятная неожиданность может действительно приключиться всегда и с каждым, на любом уровне. На любом. Едва ли архитекторы такой ситуации этого не понимают. Просто угрозы для них проистекают, наверное, из других источников, мотивы поведения которых тоже, зачастую, непонятны. Вот и кажется, наверное, что внутри страны тоже не помешает немного загадочности и даже самодурства.
Довольно странные мнения можно слышать и от многих независимых экспертов, критически настроенных к происходящему. Мол, в Хабаровске вышел народ, и теперь ситуация уже не та, что раньше. Думается, что в наиболее активной своей части «народ» имеет имена и фамилии, хоть, возможно, и не выходит лично на улицы и площади. Если бы некоторые исследователи, лучше владеющие местной ситуацией, дали бы себе труд изучить события в Хабаровске в таком разрезе, не вдаваясь при этом в кликушество по поводу «преступных группировок», вышло бы довольно познавательно. Можно было бы говорить о приближении к азам политической аналитики на примере ставшего проблемным региона. Но не любят у нас эксперты сложных вопросов и конструкций. Обсуждая в недавнем прошлом пресловутый Шиес, который стоило бы сейчас вспомнить, так и не смогли они выйти за пределы народа, протеста, любви к природе и родному краю. И никого не смутило, что волнения невиданного размаха и продолжительности прошли, по сути, в режиме вкл/выкл. Сегодня те, кто считает, что умеет управлять рубильником, были бы весьма не прочь, чтобы и в Хабаровске нашлась какая-нибудь волшебная кнопка, даже ищут её. Но очень мешает то, что ситуация изначально оказалась до предела политизированной. Всё же арест действующего губернатора не может выглядеть иначе, как бы его ни пытались преподносить. Конечно, риторика в стиле «наших бьют» очень хорошо заходит и народу без кавычек, что в Хабаровске появилось весьма наглядно. Но нельзя не заметить, что тут краю повезло, и в целом это исключение из правил. Губернатор из местных, да ещё с претензией на популярность, в нашей федерации прерогатива, прежде всего, некоторых национальных республик. А регионам попроще под умные рассуждения о том, что нынче времена уже не те, просто меняют одного варяга на другого. И народ (без кавычек) может рассчитывать лишь на то, что этот окажется не таким упырём, как прежний. А может, ещё и относительно дельным, тогда вообще счастье. Такая вот региональная политика. Продолжение следует...