Почему у Дегтярева может получиться?
Дальний Восток – территория, занимающая треть площади России и отличающаяся от остальной страны не только уникальными природно-климатическими характеристиками, но и особенностями общественно-политического мировоззрения ее жителей, предпочитающих, в отличие от населения центральных регионов, придерживаться более независимой линии поведения в отношениях с федеральным центром. Новому врио главы Хабаровского края Михаилу Дегтяреву придется учитывать этот и множество других факторов, если он хочет стать своим в одном из крупнейших регионов ДФО.
Очевидно, что предпосылок к успеху Дегтярева не меньше, чем ограничений, констатирует президент Российской ассоциации политических консультантов (РАПК), эксперт Центра ПРИСП Алексей Куртов.
А ведь у Дегтярева может получиться. Минусы врио обсуждались неоднократно. А что он имеет из плюсов? Попробую собрать их вместе. Тем более что очевидный минус может обернуться и скрытым плюсом.
1. Психофизиологические характеристики.
Дегтярев производит впечатление человека не склонного к интеллигентской рефлексии. Поэтому желания понравиться и выглядеть красиво в глазах жителей края у него нет. Это очень важно в публичной политике – такую независимость люди всегда чувствуют. Уменьшается поле возможного общественного давления на него. Да, он хочет быть оценённым, но совсем другой аудиторией.
Дегтярев владеет мастерством дискуссий, умеет не слышать то, что не хочет, и прекрасно расставляет диалектические засады и логические ловушки.
Манера неспешного говорения, дающая ему выигрыш по времени чтобы собраться с мыслями, и утомляющая, охлаждающая эмоциональных собеседников.
Спокойное отношение к ответственности за свои слова, доходящее до того, что становится неважно, что он говорил накануне.
Высокий, красивый, молодой.
2. Некоторая странность, непохожесть на других. Это всегда вызывает интерес к личности. Провоцирует желание обсудить, попытаться объяснить его поведение.
3. Не хабаровчанин, но и не москвич. Ему не нужно знать и разбираться во всех хитросплетениях местной политики, географии и экономики. Можно ошибаться в ссылках на столичные тренды и личности. Можно формировать, по сути, новую биографию.
4. Отсутствие бэкграунда управленца. Как ни странно, это большой плюс. Это позволит ему быть ситуативным и неожиданным для местной элиты и системы управления. Это снимает с него груз «правильности», «ожидаемости» решений.
5. Карт-бланш, который он, очевидно, получил при назначении. Наверняка ему была обещана поддержка по всем линиям государственного управления – от силового, до финансового (привезти с собой почти полтора миллиарда рублей на «затыкание дыр» может не каждый). Ощущение поддержки его с самого верха, с российского Олимпа, чувствуют все хабаровчане.
6. Отсутствие политической и иной ответственности за судьбу Фургала. В психологии такой тип защиты называется стена за спиной – это не я – это они там! Поэтому ему легко будет солидаризироваться с требованиями хабаровчан по проведению судебного разбирательства в Хабаровске и т.п., и заработать на этом много очков.
7. Отсутствие своей команды. В этом раскладе Дегтярев вынужден будет полагаться на мнение и информацию силовиков. Они же, найдя каждый свою роль при нем, будут настроены скорее на сотрудничество. Их большой опыт по индивидуальной работе с лидерами оппозиции, со строптивыми депутатами, с владельцами бизнесов и лидерами общественного мнения будет поставлен на достижение цели – уводу людей с улицы, успокоению элит.
8. В таких условиях можно ждать, что начнется парад «перебежчиков» – местные элиты, понимающие, что он надолго и ему нужны опорные люди, начнут активно предлагать помощь и играть на стороне ВРИО, рассчитывая на новую, более выгодную для них расстановку сил.
9. Партийная принадлежность. Все-таки ЛДПР. А его слова типа – «я два года был в ЕР, сбежал оттуда понятно почему» – тоже отличный подкоп под стену сопротивления жителей края.
10. Отсутствие ответственности за результат. Посылавшие его люди прекрасно знали, что бросают его в прорыв. В такое неизведанное путешествие, результатом которого может быть что угодно. И то, что он согласился, делает его командным игроком, с которого снимется ответственность за неудачу.
11. Время. Оно работает на Дегтярева. Невозможно держать высокий уровень протестной активности долго. Тем более, без очевидных лидеров и организаторов. Это можно потерпеть еще месяц. А потом начнется школа, погода, осенние заботы и т.д. Протест сам собой будет выдыхаться. Такой прием называется «вата». Если же дойдет до палаток на площади, то появится формальный повод быть более жесткими и нетерпимыми к митингующим. Да и вышеупомянутые силовики получат возможность работать в понятном им ключе – выявления и изоляции лидеров-зачинщиков.
12. Пандемия коронавируса. Здесь любая победа – в плюс врио, любое ухудшение – в минус демонстрантам. К тому же, все выходящие на митинги и прогулки, автоматически становятся виноватыми в нарушении принципов соблюдения социальной дистанции и т.п.
13. Желание всех сторон как можно раньше завершить это противостояние.
Каждый раз перечитывая, хочется добавить еще один пункт. Но нужно остановиться.
Очевидно, что предпосылок к успеху Дегтярева не меньше, чем ограничений. Надо только забрать у него доступ к Твиттеру, Инстаграмму и другим быстрым средствам доставки информации. Практика показала, что он спешит высказаться в ущерб продуманности и достижению общей цели его позиционирования.
Ранее опубликовано на странице автора в ФБ