Это не Америка, или Белорусская модель будущего для России
29 июля в санатории под Минском были задержаны 32 россиянина, а еще один – на юге страны. Белорусские власти заявили, что это наемники из частной военной компании «Вагнер», прибывшие в республику для организации массовых беспорядков в преддверии президентских выборов. Белорусская прокуратура избрала меру пресечения задержанным в виде содержания под стражей. Им инкриминируется деяние по ст. 13 и ч. 2 ст. 293 УК («Приготовление к массовым беспорядкам»).
По мнению бизнес-консультанта, эксперта Центра ПРИСП Максима Шанина, происходившее всё последнее время ухудшение двусторонних отношений Минска и Москвы получило ещё и вишенку на торте в виде скандала с задержанием трех десятков россиян.
Тридцать два трезвенника в камуфляже, опоздав как-то на самолёт, заселились в санаторий под Минском. Там они разбились на группы и стали обследовать территорию, стараясь не привлекать к себе излишнего внимания. Вышло почему-то наоборот, и вскоре всех их задержал местный КГБ. А тридцать третьего богатыря вскоре обнаружили, кажется, под Гомелем.
Всё это не фрагменты записок сумасшедшего, а краткий пересказ некоторых официальных и неофициальных объяснений, представленных российской стороной по поводу появления на белорусской территории группы таинственных мужчин, преимущественно граждан РФ (вроде бы). Братья-то с ходу объявили прибывших сотрудниками некой «ЧВК», которые явились в Белоруссию для дестабилизации обстановки, но дальше немного запутались в показаниях. Возможно, люди в камуфляже хотели, наоборот, кому-то помочь. Возможно, их не тридцать три, а двести. И на самом деле они оказались в Белоруссии проездом. И вообще они простые солдаты, им что сказали, то и делают.
Тем не менее, эти люди, основная часть которых вроде бы наши сограждане (список представлен только белорусской стороной, и в РФ публично не подтверждён), на данный момент, кажется, остаются под стражей. Другой информации, во всяком случае, нет. Вообще, внешне ситуация развивается по отработанному канону. То есть Белоруссия нагло и нахраписто наступает, а РФ вяло и неумело обороняется. Вроде всё, как всегда, а близость выборов в Минске лишь придаёт происходящему особую остроту. Тему возможного воздействия РФ на совсем уже скорые белорусские выборы с охотой подхватили и многие отечественные комментаторы. Вот только они никак не могут определиться, кто же мог направить в братскую республику столь странную делегацию, и кого, собственно, хотелось таким образом поддержать.
Множащееся с обеих сторон нагромождение шизофренического бреда в попытках хоть как-то всё объяснить мешает, честно говоря, поверить всем выдвигаемым версиям. Напротив, складывается впечатление, что двум несчастным республикам ситуация досталась в готовом виде с задачей представить её именно фактом двусторонних отношений. Меня, к примеру, весьма заинтересовал доклад о случившемся руководителя белорусского КГБ своему президенту, делавшийся в каком-то узком кругу, но на камеры. Отечественных наблюдателей в этом довольно широко транслировавшемся ролике привлекла, прежде всего, повязка на руке batyki, из-под которой торчало нечто вроде капельницы, а меня вот совершенно другое. Докладчик был крайне напряжён и едва не заикался, хотя на таком посту должен вроде бы быть готов ко многому. А выглядел так, словно приключилась ну очень большая и неприятная неожиданность. Сюда же отнесём и метания белорусской стороны в попытках дать оценку происшедшему, от громких обвинений до явных намерений замять дело.
Реакция РФ ещё более красноречива. Сколько-нибудь высокопоставленные официальные лица не выступили ни с какими публичными заявлениями. Немногочисленные комментарии официальных лиц рангом пониже сводились к тому, что в Белоруссии наши братья, и мы бы никогда не. По линии МИДа не предпринимается публичных действий по освобождению задержанных граждан нашей страны, за исключением вялых заявлений о незаконности происходящего с ними. Появились какие-то нелепые высказывания о возможном участии некоторых задержанных в боевых действиях на стороне ДНР/ЛНР, что выглядело попыткой вовлечь в дело ещё и Украину. Она и заинтересовалась, обнаружив в списках своих граждан (а сначала говорилось, что там только граждане РФ).
Посольские в Минске придерживаются той версии, что люди в камуфляже оказались в Белоруссии проездом и задержались там случайно. Так, наверное, могло быть, вот только куда и зачем ехали? В качестве пункта назначения звучал Стамбул, но турецкие власти хранят молчание. С Белоруссией у них особых дел нет, а раздавать РФ очередные затрещины, наверное, уже надоело.
Свежее заявление консула в Минске предлагает нам поверить в то, что и правда хотели лететь в Стамбул, но вот потом собирались переправиться в Латинскую Америку. Сегодняшняя активность РФ на этом направлении уже не напоминает хаотические метания второй половины нулевых и сводится буквально к одной точке, откуда тоже никаких подтверждений либо опровержений не поступало.
Про Латинскую Америку у нас, кстати, в постсоветский период любят поговорить. Одни ставят в пример РФ отдельные страны этого региона, в основном Чили или Аргентину, другие предупреждают об опасностях «латиноамериканизации», под которой обычно имеют в виду различные проявления экономического и политического хаоса. Вряд ли это корректные рассуждения. И Чили, и Аргентина по отношению к РФ находятся аккурат по другую сторону пропасти, на краю которой застыло множество развивающихся стран во всём мире. Хотя, казалось бы, разница примерно в полтора раза по ВВП на душу населения не выглядит столь уж значительной. Политическая культура правящего класса и всего населения также позволила там избавиться от крепко сидевших диктаторских режимов и мало-помалу изживать их тяжёлое наследие. Так что белорусской стороне, по-моему, стоило бы поддержать транзитную версию, особенно в Латинскую Америку. Но batyka почему-то не хочет, а сюжет-то вырисовывается такой, знаете, африканский. Группа горилл направлена в соседнюю страну, дабы то ли навести там порядок, то ли учинить беспорядок. Какая, в сущности, разница? Почему-то столь явным образом проявляющаяся конструкция ничуть не смущает ни официальных лиц, ни наблюдателей. Привыкли уже, что ли, ощущать себя через запятую со Сьерра-Леоне?
Конечно, будь мы точно уверены в том, что незадачливые диверсанты следовали в третью страну и знай конкретный пункт назначения, схема всей комбинации предстала бы перед нами в более определённом виде. Возможно, кому-то действительно захотелось воспрепятствовать прибытию подкрепления в зону какого-то конфликта. Неизвестная сила смогла перехватить группу в той точке отработанного маршрута доставки, где это удобнее всего было сделать. То есть одновременно имела интерес в управлении ходом конфликта в дальних странах и была для белорусского руководства уважаемым собеседником, которому никак нельзя отказать. А с последствиями Белоруссии и РФ было предложено разбираться самостоятельно. Вот они и делают это, как умеют.
Попытку в качестве дополнительного бонуса воздействовать на ближайшие выборы и последующие вероятные события тоже вполне можно предположить. Только едва ли со стороны РФ. Напротив, теперь происходившее всё последнее время ухудшение двусторонних отношений получило ещё и вишенку на торте. Так что в случае внезапного обострения ситуации и белорусская сторона не сразу может побежать в восточном направлении, и наша страна не станет рефлекторно оказывать помощь. А драгоценное время окажется упущено. И это будут не только деньги.
Едва ли, впрочем, братскую республику ожидают значительные потрясения непосредственно по итогам ближайшего воскресенья. Но вот принципиальное её будущее уже, похоже, определено. Равно как и то, что разговоры об этом будущем не будут вестись с нынешними властями республики. И, как это характерно для текущего года, события стали развиваться с несколько большей скоростью, нежели это было изначально предусмотрено. А происходящее в Белоруссии важно для РФ не только в качестве некого условного сигнала к повышенной готовности. Это ещё и модель собственного будущего нашей страны, которое, судя по всему, достаточно близко. По историческим меркам, конечно. РФ существенно крупнее, и возни с ней предстоит больше. Вот и оказывается на нас разнообразное воздействие уже продолжительное время, причём в этом году интенсивность его тоже существенно возросла. Хотелось бы, конечно, чтобы общество осознавало масштабы грядущих изменений и подготовилось к ним лучше, нежели в прошлый раз, но надежды на это, признаться, мало.
В потоке же белорусских событий самое главное – не потерять несколько десятков наших сограждан, попавших в беду. И сейчас-то не очень похоже, чтобы их судьба привлекала чьё-то особое внимание, ну а уж если всё и правда завертится с большой скоростью, о них просто позабудут. Великой державе не впервой.