Цифра в госсекторе: новые возможности для всех
Пандемия COVID-19 показала острую потребность в цифровых технологиях для выживания глобальной экономики. Идея решения социальных проблем за счет широкого использования передовых цифровых технологий оказалась чрезвычайно своевременна. Сейчас она еще более ценна, поскольку подчеркивает важность гуманистического подхода к технологическому развитию.
Политтехнолог, GR, PR-консультант, эксперт Центра ПРИСП Максим Бычков анализирует возможности использования цифровых технологий в государственном секторе для взаимодействия власти и бизнеса в России.
Цифровые технологии в госсекторе обеспечивают связь между государством и гражданами с помощью электронных ресурсов. На сегодняшний день Россия находится на 36 месте по показателю индекса электронных государств EGDI от ООН и входит в число стран-лидеров.
Рассуждая о цифровых технологиях в госсекторе, можно выделить ряд направлений: электронное правительство, умный город, СrimeTech (например, системы распознавания лиц), государственное управление и др. По мнению Виктора Яковлева, вице-президента «Газпромбанка» и руководителя департамента цифровых технологий, пандемия наглядно продемонстрировала значимость цифровых компетенций для государства. В процессе введения различных ограничений из-за распространения коронавируса, страны с высоким уровнем развития цифры смогли быстрее и лучше адаптироваться к новым условиям. При этом Россия, к сожалению, не стала одним из лидеров в этом процессе.
Цифровые технологии на выборах в России
Во время пандемии коронавируса в целом ряде стран объединение государства и бизнеса с помощью использования цифровых технологий стало необходимым как никогда. К примеру, цифровые технологии были использованы для внедрения цифровых пропусков, отслеживания больных по геолокации, онлайн-обучения, совершения покупок и т.д. Если говорить о России, то главным новшеством у нас, помимо электронного голосования в ходе выборов в Мосгордуму 2019 года, стало онлайн-голосование, когда граждане голосовали по поправкам в Конституцию.
Согласно РБК, вечером в субботу, 27 июня, итоговая явка на электронное голосование по поправкам в Конституцию достигла отметки 93,02%. Этот показатель выше, чем показатель явки в ходе оффлайн-голосования (67,97%).
По мнению интернет-омбудсмена Дмитрия Мариничева, оценившего безопасность системы электронного голосования по поправкам в Конституцию, для взлома этой системы, основанной на блокчейне, можно использовать значительные вычислительные ресурсы, и он может случиться, как бы там ни было. «Любая система является уязвимой не только с точки зрения техники, но и с точки зрения человека, который пользуется этой системой», сказал Мариничев, указав, что все же «с точки зрения технологического уровня учтены ошибки, система улучшена, наверное, это показатель».
В 2016 году в ходе кампании по выборам в Госдуму, комментируя первое в истории нашей страны использование цифровых технологий на выборах, председатель Партии Роста Борис Титов заявил, что с помощью блокчейн-технологий и нейронных сетей можно определить реальную явку избирателей. Тогда Партия Роста заявила о сборе криптовалют для финансирования своей избирательной кампании, а также намеревалась воспользоваться блокчейном в ходе выборов, чтобы пресечь фальсификации.
Зарубежный опыт
Помимо нашей страны, из-за удобства онлайн-голосование используется властями в других странах. В Испании существует как минимум две компании, помогающие администрации муниципалитета повысить доверие населения. Компания Civiciti является специалистом в области онлайн-решений для проведения электронного голосования. Например, муниципалитет Льорет-де-Мара обратился с просьбой об организации демократического голосования, при котором его жители могли бы решить, как распределить часть муниципального бюджета. Civiciti предоставил возможность местной администрации повысить свою прозрачность и доверие населения.
Компания Appsamblea из Бильбао представляет простую в использовании систему онлайн-голосования, позволяющую экономить время и ресурсы, голосуя из любой точки мира; все, что вам нужно – это подключение к Интернету. Данная система может использоваться всеми видами организаций.
Власти Германии тоже активно пользуется сервисами онлайн-голосования. Компания Polyteia – это платформа для анализа и визуализации данных, которая объединяет городские и муниципальные данные из нескольких источников, чтобы помочь местным органам власти принимать более правильные решения с привлечением к обсуждению граждан.
«Западная» и «восточная» модели развития цифры в госсекторе
В недавно опубликованном исследовании Vinci Agency говорится о двух моделях функционирования государства с частными компаниями на рынке цифровых технологий: когда компании предлагают свои идеи органам местной власти и реализуют их (США, Европа), а также когда такие инициативы возникают внутри государства и не так активно выносятся в открытое пространство (Азия).
В первой, открытой модели, стартапы сами предлагают властям свои разработки и занимаются их реализацией. При этой модели компания может предложить свою технологию одновременно и бизнес-сообществу, и государству, но в разных модификациях (например, так делает со своими сервисами Google). Такой подход характерен для западного мира, в первую очередь США, Великобритании и некоторых стран Евросоюза.
Во второй модели, закрытой, или традиционной, цифровые проекты создаются и развиваются внутри правительства через сотрудничество с IT-компаниями на эксклюзивных условиях, иначе говоря, когда разработки поставляются исключительно для госпроектов. Типичный пример – Smart Nation and Digital Government office (SNDGO) в Сингапуре, который был создан с целью модернизации государственных услуг. России до недавнего времени была ближе именно эта, закрытая модель, построенная на коллаборации властей с технологическими игроками. Но сейчас мы начали движение к открытой западной модели развития, при которой двигателем индустрии выступает не правительство, а бизнес – это и госпоркорации, такие как «Ростех», и МСП. Высокий уровень развития отечественных IT-компаний, таких как Яндекс, Mail.ru Group, Лаборатория Касперского, Telegram, может стать базой для быстрого развития цифрового сектора – при условии, что власти будут активно поддерживать индустрию IT. Один из таких шагов, снижение налога для IT-отрасли, как раз был анонсирован во время последнего обращения Президента.
Роль цифровизации в восстановлении экономики
В последнее время о роли цифровизация в восстановлении экономики говорит премьер-министр России Михаил Мишустин. Мишустин уверен в необходимости цифровой трансформации, которая выведет Россию в число лидеров глобальной экономики. По его мнению, необходимо добиться развития активности, а также сделать систему государственного управления удобной и открытой, понятной для граждан, бизнеса. Люди должны видеть, что «госструктуры – надежные помощники», уверен Председатель Правительства. В одном из своих выступлений он также указал на необходимость внедрения сервисной модели всей исполнительной власти и улучшения цифрового формата взаимодействия государства и граждан. Государство, таким образом, должно само сообщать гражданам о том, какие услуги они могут получить, какие положены им льготы – это и есть проактивный формат работы. Безусловно, этот процесс поспособствует переходу от заявительного характера оказания мер соцподдержки к более цивилизованному беззаявительному. Развитие «цифры» важно также и в обучении, и на рынке труда.
Таким образом, можно говорить о новых тенденциях в жизни, политике и бизнесе в результате использования цифровых технологий для взаимодействия государства и бизнеса. Россия, где до недавнего времени рынок цифровых технологий развивался по модели, характерной для азиатских стран, то есть инициативы разрабатывали в закрытой среде, стала двигаться к открытой западной модели, при которой двигателем индустрии выступает не правительство, а бизнес, потому что он быстрее реагирует на новые запросы. Этому во многом способствует пандемия коронавируса. Например, вырос спрос на умные системы мониторинга для социального дистанцирования. Новые технологии при этом дают возможности для вовлечения населения в решение насущных проблем, с использованием современных механизмов, бизнес-решений МСП для улучшения работы государства и его органов; появляются возможности для повышения доверия к власти.