Что может Кириенко и не могут партии. Кадры для четвертого срока Путина
О том, что в новейшей истории России политические партии, по сути, не представляют интересы протестных групп, говорилось в материале, посвященном анализу «источников протестной активности в 2018 году». Еще один изъян нашей политической системы - отсутствие социальных лифтов внутри самих партий. Крупнейшие политические партии не являются поставщиками сотрудников на госслужбу, а многие кадры, которые поставляет «Единая Россия», не движутся дальше.
Вместе с тем, рост недовольства граждан в последние два десятилетия как раз во многом связан с отсутствием пресловутых социальных лифтов и доступа к карьере. Начиная с середины 2000-х, проекты, реализуемые в целях создания механизмов государственного кадрового обеспечения, не были эффективны. Однако подход властей к проблемам, связанным с отсутствием работающих механизмов воспроизводства элиты, во многом изменился с приходом на должность первого замглавы администрации президента Сергея Кириенко.
Запуская Всероссийский конкурс «Лидеры России» в октябре 2017 года, Сергей Кириенко говорил о том, что главной задачей конкурса является поддержка и продвижение людей «не по блату, не по тому, что родственники, какие возможности лоббирования и не по количеству денег, которые есть у этих людей и их семьи, а исключительно по их профессиональным, личностным качествам, трудолюбию и потенциалу». Также первый замглавы администрации отметил, что конкурс будет проходить на регулярной основе, а принять в нем участие могут не только чиновники. «Это не обязательно управленцы на государственной службе, нет такого ограничения. Это могут быть управленцы из частного бизнеса, государственных компаний, из социальной сферы - директор школы или главврач больницы», - сказал он.
Кадровые конкурсы в ПФО
Один из первых, кто начал проводить открытые конкурсы для госслужащих в новейшей истории России, - бывший полномочный представитель Президента России в Приволжском федеральном округе Сергей Кириенко. При этом еще 1998 году, став премьером и запустив программу «Золотой резерв», Кириенко собирался создать базу данных всех способных к госслужбе управленцев, а также центр обучения для молодежи. Стоит отметить, что идея конкурсного замещения государственных должностей активно обсуждалась еще в период работы Кириенко над предвыборной программой СПС. Однако внутри СПС, как общественный деятель, Кириенко не мог никому гарантировать трудоустройство. Став полпредом в 2000 году, Сергей Кириенко ввел в Приволжском федеральном округе открытые конкурсы на замещение вакантных государственных должностей «Государственный кадровый резерв России». В рамках этих конкурсов была сформирована команда из 15 молодых управленцев аппарата полпреда. При этом Кириенко приостановил свое членство в СПС, продолжая поддерживать правых находившимися в его распоряжении ресурсами. Кроме того, он оставался лидером движения «Новая сила», которое играло роль его кадрового ресурса.
Среди участников конкурсов в ПФО, которые в дальнейшем продолжили работу на госслужбе, можно назвать руководителя представительства Россотрудничества в Болгарии Павла Журавлева, директора Стерлитамакского филиала Башкирского госуниверситета Алексея Ковальского, первого заместителя председателя Правительства Пензенской области Андрея Кулинцева, губернатора Севастополя Дмитрия Овсянникова, ректора Вятского госуниверситета Валентина Пугача, а также до сих пор занимающего должность главного федерального инспектора по Удмуртии Дмитрия Мусина.
Таким образом, Кириенко сделал многое для того, чтобы идеи СПС нашли свое воплощение в политической реальности в пределах ПФО, и в итоге многие участники конкурсов в Поволжье были трудоустроены.
«Росатом» при Кириенко
Проработав полпредом президента в Приволжском федеральном округе, в середине 2000-х Сергей Кириенко возглавил «Росатом». С приходом в госкорпорацию «Росатом» Кириенко сразу наладил кадровую работу, в рамках которой была разработана трехуровневая система отбора и подготовки кадрового резерва: «Достояние Росатома», «Капитал Росатома» и «Таланты Росатома».
Также в «Росатоме» сильное развитие получила система нематериальной мотивации работников. В частности, большую популярностью получила программа отраслевых номинаций «Человек года Росатома», которая нацелена на признание заслуг лучших работников отрасли на самом высоком уровне - руководства корпорации. Особый фокус «Росатом» делает не только на работе с талантливыми сотрудниками внутри компании, но и на привлечение молодежи. Широко известен ряд совместных проектов между «Росатомом» и МИФИ.
С приходом Сергея Кириенко кадровая политика «Росатома» была направлена на максимальное использование внутреннего потенциала отрасли. В компании заработали механизмы продвижения сотрудников, налаживания связей, повышения уровня квалификации; в настоящий момент для компании эти механизмы играют роль системного кадрового лифта. Талантливую молодежь рассматривают в «Росатоме» как своего рода перспективный кадровый резерв.
Прыгнуть со скалы и лечь под БТР
5 октября 2016 года, после того как Сергей Кириенко стал первым замглавы АП, он организовал так называемый «тренинг для губернаторов» для президентского кадрового резерва, который прошли 74 человека. Обучение было организовано РАНХиГС при поддержке Московской школы управления «Сколково», корпоративного университета Сбербанка, Высшей школы экономики и администрации президента. Девятимесячная учебная «программа развития кадрового управленческого резерва» была направлена на подготовку назначенцев на высокие государственные посты, в том числе глав регионов. Сам Кириенко стал наставником двух участников программы подготовки управленческих кадров. По итогам программы ряд участников получили должности врио высших должностных лиц в регионах страны. Так, Артем Здунов стал премьер-министром Дагестана, Владимир Панов – главой Нижнего Новгорода, а Александр Цыбульский был назначен врио губернатора Ненецкого автономного округа. Станислав Воскресенский возглавил Ивановскую область, Глеб Никитин - Нижегородскую, Андрей Травников - Новосибирскую, Александр Бурков - Омскую, Андрей Клычков - Орловскую, а Дмитрий Азаров - Самарскую.
25 апреля президент России Владимир Путин на встрече с первыми выпускниками программы развития кадрового резерва страны, успешно окончившими курс повышения квалификации в Высшей школе госуправления, отметил, что России сегодня нужны современные руководители в разных сферах: вдумчивые, умеющие формулировать задачи и добиваться результатов. При этом Путин анонсировал второй набор в программу развития кадрового управленческого резерва Высшей школы госуправления РАНХиГС.
В рамках первой программы обучения кадрового резерва кандидаты в будущие губернаторы прыгали со скалы, ложились под БТР и изучали китайскую философию. В целом программа обучения была направлена на создание новой корпорации управленцев, и этим объясняется обилие командообразующих мероприятий. Идея организаторов состояла в том, чтобы участники тренингов воспринимали себя как некую общность руководителей нового поколения. По задумке организаторов сам факт общего обучения управленцев из разных сфер помогает им выстраивать горизонтальную коммуникацию, когда в случае чего можно позвонить коллеге, чтобы решить без проволочек возникшие вопросы. Новая система должна объединить всех будущих руководителей на местах горизонтальными связями и общим пониманием происходящих процессов.
Однако в СМИ прозвучало мнение о том, что подобная система подбора кадров не идеальна; критики указали, что участниками «губернаторских» тренингов стали кандидаты из узкого круга лиц: депутаты Госдумы, сенаторы и представители правительства. Ответом на эту критику стало объявление конкурса «Лидеры России», идея которого заключалась в формировании кадрового резерва управленцев как для госслужбы, так и для частного бизнеса. В такой резерв попали не только 103 победителя, но и все полуфиналисты конкурса – 2700 человек.
«Лидеры России» ускоряют социальные лифты
Конкурс «Лидеры России» был организован администрацией президента и Высшей школой госуправления РАНХиГС в октябре 2017 года. Для участия в нем было подано 199 тыс. заявок, более половины из них - от участников моложе 35 лет. Как заявил Кириенко, организаторы конкурса изначально рассчитывали получить 10 000 стартовых заявок, но получили почти 200 000. Десятки участников конкурса талантливых управленцев «Лидеры России» получили новые назначения, в том числе в администрации президента, федеральных и региональных органах исполнительной власти, государственных и частных корпорациях. Победители конкурса не только вошли в кадровый состав президента, но и получили миллионный грант на обучение в одном из вузов России.
В финал конкурса «Лидеры России» вышли 300 человек (по 30 из каждого федерального округа и 60 из ЦФО). В финале конкурса было выбрано 103 победителя, каждый из которых также получит наставника – высокопоставленного чиновника или известного топ-менеджера. Конкурс «Лидеры России» обеспечивает сочетание формальных и неформальных социальных лифтов. Формальные механизмы работают за счет конкурсного отбора, который был прозрачным, а неформальные заключаются в том, что финалисты получили наставников, людей, которые уже работают на высоких позициях в системе госуправления. Стоит упомянуть, что ряд участников «Лидеров России» не собирались менять работу или должность, но хотели повысить квалификацию, чтобы быть более эффективными на нынешнем месте работы.
Таким образом, к основным достижениям текущей конкурсной системы кадрового отбора можно отнести реализацию курса на кадровое обновление государственного аппарата, а также гарантирование трудоустройства участникам проектов. Нынешний первый замглавы АП смог обеспечить участие в кадровом отборе представителей бизнеса и госслужащих, организовать их взаимодействие и гарантировать продвижение по карьерной вертикали. Так, по итогам «Лидеров России» более половины победителей конкурса получили должности в течение месяца. Участники конкурса продолжают получать назначения на должности в федеральных и региональных органах исполнительной власти, государственных учреждениях и институтах развития. На фоне «кадровых резервов» предыдущих лет такая система - самая эффективная с точки зрения социальных лифтов. При этом конкурс «Лидеры России» - не разовое мероприятие, подобный отбор будет проходить каждый год.
Стоит также отметить, что такая система кадрового отбора, фактически, завязана на определенную группу чиновников, то есть нестабильна. С уходом первых лиц администрации президента про этот кадровый лифт могут просто скоро забыть, а через год-два появится новая программа кадрового резерва.
Партийный фактор
В странах Запада подобный отбор «назначенцев» происходит внутри крупнейших политических партий. Партии ведут поиск кандидатов в депутаты, и эта система опирается на постоянные процессы. Например, отбор политического персонала (для парламента и правительства) в ФРГ происходит исключительно внутри партий (СДПГ и ХДС/ХСС и др.); для того, чтобы лучше реализовать себя политически, нужно самому сделать карьеру в партии. В последние 50 лет не было ни одного высокопоставленного политика, который не был бы одновременно руководящим деятелем представленной в бундестаге партии. Биография немецкого политика, как правило, представляет собой путь от члена молодежной организации крупной политической структуры до чиновника федерального уровня. Так, Герхард Шредер вступил в Социал-демократическую партию Германии и стал активно работать в ее молодежной организации «Молодые социалисты» в октябре 1963 года. В 1980 году Шредер был избран в бундестаг, в 1990 году стал премьер-министром федеральной земли Нижняя Саксония, а в апреле 1998 года СДПГ выдвигает Шредера кандидатом на пост федерального канцлера. Назначенный в марте министром внутренних дел ФРГ бывший премьер-министр Баварии Хорст Зеехофер в двадцатилетнем возрасте вступил в «Молодёжный союз» (молодёжная организация, курируемая ХДС и ХСС), а спустя два года, в 1971 году, стал членом партии Христианско-социальный союз.
Похожая история была в СССР, где партия была частью государства, поэтому система приобрела крайние формы. Советская номенклатура представляла собой социальный институт, состоявший из представителей социальных, профессиональных, политических групп и партийного аппарата. Секретари обкомов оперировали картотеками с данными потенциальных назначенцев. Формирование обкомов, которые фактически являлись нынешними правительствами, шло по партийной линии. Люди, которые попадали в номенклатуру, четко понимали, что если они играют «по правилам», выполняют свои функции, то им обеспечен определенный стабильный кадровый рост. Так, 2-го секретаря большого региона переводили на должность первого секретаря маленького региона. С распадом Советского Союза эта система перестала существовать.
После развала советской кадровой системы предпринимались попытки выстраивания новой кадровой политики, появлялись новые «кадровые резервы», составлялись различные списки, однако целенаправленно и системно с людьми не работали, а назначения получали лишь единицы. Формирование постсоветской элиты шло в хаотичном порядке, многие чиновники сразу перескочили через несколько ступенек карьеры. Люди, попадавшие в различные кадровые списки в 90-е годы, могли в лучшем случае указать об этом в своем резюме. И главная проблема попыток наладить отбор кандидатов заключалась в отсутствии системной работы с людьми.
В чем проблема с партиями?
В середине нулевых для создания социальных лифтов попытались использовать молодежные проекты «Единой России». Но это не сработало, поскольку региональные элиты просто использовали все это для продвижения своих людей. В 2000 году Василий Якеменко основал движение «Идущие вместе». В 2005 году «Идущих вместе» сменило новое прокремлевское движение - «Наши». Одновременно с «Нашими» в 2005 году создавалась молодежная организация «Единой России» - «Молодая Гвардия». Однако все эти молодежные проекты так и не стали кадровыми лифтами для молодежи: в то время как появлялись все новые неэффективные симулякры, лишь единицы смогли получить настоящий карьерный толчок. А большинство назначений объясняется наличием неформальных связей и личных коалиций.
При нынешним первом замглавы АП только за последний год в России сменилось около двух десятков губернаторов. Мы видим запрос на молодых людей со стратегическим креативным мышлением (губернатор Калининградской области - 31 год, Пермского края и Новгородской области - 38 лет). Также государство отходит от той модели, когда все получает тот, у кого есть связи. Площадка «Лидеров России» дает возможности всем, у кого есть потенциал.
Вместе с тем, тот же проект «Лидеры России» проходит без опоры на партийные структуры, в том числе правящей «Единой России»; крупнейшие партии, таким образом, находятся вне процесса кадрового отбора, осуществляемого АП. При этом ЕР все же реализует довольно эффективный механизм кадрового отбора - систему первичных выборов, которую оказались вынуждены перенимать другие партии. Уже сам факт введения праймериз «Единой Россией» сделал партию привлекательнее на фоне других политических сил. Однако, несмотря на наличие системного механизма отбора, которым являются праймериз, ведущие политические партии остаются вне процесса массового кадрового отбора для госслужбы. Выходит, наша партийно-политическая система неадекватна требованиям активных простых граждан с мест сделать шаг к серьезной политической карьере, либо в России партии в этой части декоративны и к появлению толковых управленцев отношения не имеют.