Политолог, эксперт Центра ПРИСП
14.05.2018

Не только ПолитСтартап: чем еще «Единая Россия» может быть полезна Кириенко в формировании кадрового резерва президента

 

Предыдущая статья «Что может Кириенко и не могут партии. Кадры для четвертого срока Путина» вызвала большой интерес у читателей и получила много откликов. В связи с этим в продолжение темы я хочу рассказать еще об одном на редкость эффективном кадровом проекте. Он был реализован внутри партии «Единая Россия», и суть его была в отборе ключевых фигур в регионах– первых заместителей руководителей региональных исполкомов. Большинство из людей, получивших назначение в результате этого проекта, являются активными участниками политического процесса в настоящее время.

Идеологом проекта был Михаил Кузнецов, с 2006 года работавший в аппарате «Единой России» и занимавший должность первого заместителя руководителем регионального департамента, а возглавил его - Валерий Гальченко, который с 2008 года занимал пост замруководителя центрального исполкома партии и курировал в исполкоме и штабе предвыборную работу с регионами. Также проект поддержали глава Центрального исполнительного комитета партии «Единая Россия» (в 2005-2012 годах) Андрей Воробьев и тогдашний секретарь Генерального совета партии Вячеслав Володин.
Цель проекта – повышение эффективности «Единой России» на выборах
После единогласного избрания Владимира Путина председателем партии на IX съезде «Единой России» (14‑15 апреля 2008 года) главный акцент был сделан на усиление роли фракций «Единая Россия» в региональных законодательных органах государственной власти, и одновременно была озвучена задача улучшить результаты партии на выборах. Следует отметить, что в 2008 году персональный рейтинг Путина не был столь связан с рейтингом «Единой России», а выборы были в целом более конкурентными.
Кадровая ситуация в региональных исполкомах «Единой России» на тот момент была такова, что среди сотрудников было много отставных военных, сильной стороной которых считалось умение вести контроль над бюджетом, партийным хозяйством и имуществом. В партии также преобладали люди, которые могут заниматься партийным строительством, учетом и чем угодно, а вот добиться успеха на выборах не в состоянии.
В итоге к выборам возникала ситуация, когда у руководства штатных структур, региональных и местных исполкомов ЕР, не было ни опыта, ни квалификации, ни людей, которые смогли бы вести кампанию; фактически, на время избирательных кампаний самими выборами занимались нанятые политтехнологи, а структуры «Единой России» в лучшем случае были неким ресурсом, в худшем - вообще были на обочине.
В этих условиях идея укомплектовать региональные исполкомы «Единой России» людьми, которые способны заняться выборами, была весьма кстати. Было решено ввести должность первого заместителя руководителя исполкома, специализирующегося именно на выборах. В периоды между кампаниями задача этих сотрудников состояла в организации текущей деятельности таким образом, чтобы к началу предвыборной гонки партийные подразделения могли быть быстро отмобилизованы и выполнять функции непосредственно избирательного штаба.
Для того чтобы выявить как можно большее количество кандидатов, соответствующих новым запросам, требовалось изменить обычный бюрократический порядок отбора. В регионах было введено правило, согласно которому отбор кадров осуществлял непосредственно ЦИК, для чего была создана специальная конкурсная комиссия. Также для отбора на каждую позицию обязательно должно было выдвигаться несколько кандидатур от разных сторон. Основными поставщиками кадров стали официальные партийные органы; в число структур, которые могли предлагать свои кандидатуры, вошла и «Молодая гвардия» «Единой России». Региональные, а также просто знакомые ЦИКу политтехнологи, работающие в регионах, тоже могли себя предложить в качестве кандидатов, а принять участие в этом конкурсе мог вообще любой желающий, поскольку рассматривались все заявки, поступившие из регионов. Подобный отбор представлял собой реальную конкурентную борьбу: в Москву приезжали несколько соискателей, которые доказывали свою готовность к новой работе, проходя конкурсные испытания и собеседование в ЦИКе партии.
Принцип двойного подчинения – как ЦИК защищал свои кадры
В течение полугода в ЦИК были аккумулированы заявки из регионов, после чего система заработала и началась тяжелая борьба по отстаиванию кандидатур. Нередко происходили конфликты, когда требовалось вмешательство представителей руководства ЦИК, в том числе Валерия Гальченко, а иногда и Андрея Воробьева. В большинстве случаев ЦИКу удавалось отстоять свою позицию, в совсем сложных ситуациях во многом благодаря безусловной поддержке со стороны Гальченко и Воробьева. Стоит отметить, что при возникновении конфликтов первых заместителей руководителей исполкомов со своим партийным руководством, ЦИК почти всегда поддерживал своих выдвиженцев, понимая, что причиной большинства разногласий было желание избавиться от новых людей на местах.
Дополнительным поводом для раздражения было то, что, поскольку новые функционеры занимались выборами, им требовалась большая свобода действий, свобода маневра для ведения переговоров с местными политтехнологами и предварительной проработки вариантов политических союзов. Чтобы обеспечить прямую связь со своими ставленниками, был введен принцип двойного подчинения. С одной стороны, первые заместители руководителей региональных исполкомов подчинялись руководителю исполкома, а с другой стороны, они непосредственно взаимодействовали с ЦИК «Единой России», вследствие чего новые сотрудники оказывались более защищены.
Помимо постоянного текущего общения с ЦИК партии, для первых замов была предусмотрена учебная программа, предполагающая постоянное повышение квалификации и подтверждение своих профессиональных качеств: раз в квартал или по итогам выборных кампаний первые замы руководителей региональных исполкомов посещали двух-трехдневные семинары в Москве, в рамках которых проводился анализ прошедших, либо предстоящих выборов. В ходе участия в этих семинарах новые партийные функционеры посещали лекции приглашенных специалистов, в основном практикующих политтехнологов. Кроме того, участники делали доклады и проходили тренинги, организаторы которых провоцировали «живую» дискуссию, погружая первых замов в общеполитический и во внутрипартийный контексты. Стоит упомянуть, что на подобные мероприятия приглашались известные общественники и высокопоставленные партийные чиновники, например: тогдашние секретарь президиума генерального совета «Единая Россия» Вячеслав Володин и его заместитель Сергей Неверов, член фракции «Единая Россия» в Госдуме Владимир Плигин, главный редактор журнала «Эксперт» Валерий Фадеев, известный телеведущий Владимир Соловьев.
Подобный формат участия, во-первых, повышал самооценку людей, а во-вторых, требовал от участников должной подготовки, поскольку за ними наблюдали представители руководства ЦИК. Участие в подобных семинарах предполагало интенсификацию общения между представителями разных регионов, способствовало выстраиванию горизонтальных коммуникаций.
Новые кадры – требования к участникам проекта
В ходе «смотра» кандидатов на должности первых замов региональных исполкомов партии был выработан ряд критериев отбора. Первым и главным критерием стало наличие опыта участия в выборах, причем именно «живого» участия, а не участия в режиме оформления бумаг, – как внутри структур партии, так и вне «Единой России». Таким образом была открыта дверь в партию в том числе и для технологов, близких к ЕР.
Второй критерий – это возраст. Люди, претендующие на занятие должности первых замов исполкомов партии, должны были быть моложе 45 лет. Инициаторы нового кадрового проекта исходили из того, что у молодых людей больше желания самореализации, поэтому они будут более инициативны. Следует отметить, что среди отобранных первых замов региональных исполкомов партии было значительное число женщин.
Третий критерий – готовность к постоянному обучению, обмену опытом, причем обучению не «кабинетному», а обучению на реальном опыте.
Четвертый критерий – готовность работать на выборах как минимум раз в год. Сейчас единый день голосования в России проводится один раз в год, тогда как с 2006 по 2012 год включительно единый день голосования проводился дважды в год. Однако не во всех регионах местные выборы проходили регулярно, поэтому предполагалось, что, если в единый день голосования в регионе нет каких-либо крупных серьезных выборов, местный первый заместитель исполкома партии перемещается на время периода ведения избирательной кампании в другой регион, где работает в качестве технолога, тем самым повышая свою квалификацию, набираясь опыта. Так, ЦИК получал дополнительный кадровый ресурс и обеспечивал механизм обмена кадрами между регионами. В такой ситуации бывало, что 10-15, а то и 20 человек «мигрировали» по стране, усиливая региональные исполкомы, избирательные штабы отдельных регионов.
Проверка на прочность – выборы в Курске
Подобная схема была отработана в Курской области, где в 2011 году шло жесткое противостояние «Единой России» и «Справедливой России», причем уверенно лидировали эсеры. Весной 2011 года фонд «Петербургская политика» и коммуникационный холдинг «Минченко консалтинг» опубликовали восьмой рейтинг политической выживаемости губернаторов. Глава Курской области Александр Михайлов вошел в число тех, чья отставка была названа лишь вопросом времени. Евгений Минченко в интервью «Свободной прессе» назвал его «еще одним аутсайдером, от которого открестились практически все». Эксперты объяснили оценку Михайлова низкой электоральной управляемостью, то есть неспособностью обеспечить высокий результат партии власти на федеральных выборах. Кроме того, губернатору Курской области было около 60 лет, а президент Медведев взял курс на омоложение губернаторского корпуса.
Оппозиция в этой ситуации свою кампанию изначально строила на прямой агитации за уход Михайлова. Сергей Миронов лично приезжал в Курск и обещал в случае победы эсеров выдвинуть собственного кандидата на пост губернатора.
Чтобы избежать провала на выборах в Курске, был собран «сводный десант», который возглавил первый заместитель руководителя регионального департамента ЕР Михаил Кузнецов. В составе этой политтехнологической группы, отправленной в Курскую область, помимо представителей ЦИКа, было порядка 10-15 первых заместителей руководителей региональных исполкомов ЕР, которые действительно за 2-3 недели сумели переломить ситуацию. Это были настоящие боевые электоральные выборы со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Спасти «проигрышную» ситуацию удалось благодаря организации предельно мобильной структуры. Подобную организацию работы можно сравнить с действиями спецназа, только здесь в качестве спецов выступают технологи, которые в момент проведения выборов превращают региональный исполком в ядро избирательного штаба.
По итогам выборов 13 марта 2011 года в Курске «Единая Россия» выиграла, использовав, пожалуй, практически все свои ресурсы, получив большинство в Облдуме 5-го созыва, которое с учетом 21 одномандатника выглядело солидно. Полученный партией в регионе рейтинг в 44,78% по сравнению с 2006 годом вырос на 7%.
Дальнейшая карьера успешных участников кадрового проекта
В итоге трех-четырехлетнего существования механизма кадрового отбора, выстроенного командой Гальченко и Кузнецова, из довольно большого числа людей, принявших участие в кадровом отборе ЦИКа, как минимум половина, а то и две трети сделали дальнейшую карьеру внутри «Единой России», став руководителями исполкомов, секретарями, депутатами всех уровней, либо перешли на госслужбу.
Так, Иван Евстифеев занимает должность главного федерального инспектора по Омской области, Андрей Клюзов руководит исполкомом регионального отделения «Единой России» в Алтайском крае, Александр Костомаров сейчас является зампредом правительства Московской области, членом президиума регионального политического совета Московского областного регионального отделения «Единой России», а до этого был вице-губернатором Архангельской области. Роман Любарский сейчас является министром внутренней региональной и муниципальной политики Нижегородской области, Денис Москвин – депутат Госдумы и секретарь Нижегородского регионального отделения партии «Единая Россия», Денис Перепелицын - руководитель исполкома Московского областного регионального отделения партии «Единая Россия» (2-й или 3-й по значимости партийной организации «Единой России» среди регионов). Один из главных организаторов конкурсного проекта по отбору первых заместителей руководителей региональных исполкомов ЕР Михаил Кузнецов в настоящий момент является руководителем администрации губернатора Московской области.
В статье «Что может Кириенко и не могут партии. Кадры для четвертого срока Путина» говорилось о том, что ЕР реализует довольно эффективный системный механизм кадрового отбора - систему первичных выборов, которую оказались вынуждены перенимать другие партии. Еще одним примером такой системной работы по отбору кадров можно назвать отбор кандидатов на должности первых замов региональных исполкомов ЕР. Причем в рамках системы, выстроенной в 2008-12 годах, людей отбирали под конкретную задачу, кандидатов выбирали не по наличию неформальных связей, а по профессиональным и человеческим характеристикам и в зависимости от предыдущего опыта деятельности.
Таким образом, в 2008-12 годах руководству ЦИК партии удалось организовать максимально открытой конкурс с учетом доступных тогда возможностей. При этом взаимодействие ЦИКа с первыми замами руководителей региональных исполкомов велось на основе ежедневного общения, отобранные кандидаты были постоянно заняты, перемещаясь между регионами. Многие участники этого процесса впоследствии продолжили работу по партийной линии, либо на госслужбе.
Эффективность кадрового отбора, осуществлявшегося ЦИК ЕР в 2008-12 годы, подтверждает руководитель исполкома регионального отделения ЕР в Барнауле Андрей Клюзов:
«На мой взгляд, это был очень эффективный проект, поскольку тогда удалось пригласить людей, вообще не связанных с партией “номенклатурно”. При этом нужно учесть, что первые замы занимались не только избирательными кампаниями, а вообще стремились объять необъятное, по-новому выстроить работу отделений, в том числе оживить какие-то “мертвые” проекты, то есть это была такая капля живой воды, размывающая старые партийные структуры».
К сожалению, удачная практика конкурсного набора первых замов руководителей региональных исполкомов и их использования в электоральных целях перестала быть востребованной после 2012 года. Можно констатировать, что очень многое в этой системе зависело от личного участия руководителей проекта, пытавшихся соотнести текущую партийную работу с электоральными процессами. Представляется, что подобная схема может быть востребована, как только выборы для «Единой России» станут вновь конкурентными.

ER-kadry Не только ПолитСтартап: чем еще «Единая Россия» может быть полезна Кириенко в формировании кадрового резерва президента

 
Партнеры
politgen-min-6 Не только ПолитСтартап: чем еще «Единая Россия» может быть полезна Кириенко в формировании кадрового резерва президента
banner-cik-min Не только ПолитСтартап: чем еще «Единая Россия» может быть полезна Кириенко в формировании кадрового резерва президента
banner-rfsv-min Не только ПолитСтартап: чем еще «Единая Россия» может быть полезна Кириенко в формировании кадрового резерва президента
expert-min-2 Не только ПолитСтартап: чем еще «Единая Россия» может быть полезна Кириенко в формировании кадрового резерва президента
partners 6
eac_NW-min Не только ПолитСтартап: чем еще «Единая Россия» может быть полезна Кириенко в формировании кадрового резерва президента
insomar-min-3 Не только ПолитСтартап: чем еще «Единая Россия» может быть полезна Кириенко в формировании кадрового резерва президента
indexlc-logo-min Не только ПолитСтартап: чем еще «Единая Россия» может быть полезна Кириенко в формировании кадрового резерва президента
rapc-banner Не только ПолитСтартап: чем еще «Единая Россия» может быть полезна Кириенко в формировании кадрового резерва президента