Политолог, эксперт Центра ПРИСП
06.11.2020

Дальневосточный лосось: итоги путины и будущее промысла

 

Вопреки заявленным прогнозам, путина 2020 года прошла для предприятий, занимающихся добычей лососей, сравнительно неудачно.

Политолог, эксперт Центра ПРИСП Николай Пономарев рассматривает комплексную проблему срыва планов по добыче лосося, которую намерены сообща решать власти Камчатского края и Сахалинской области.

Посчитали – прослезились?

По данным Всероссийского научно-исследовательского института рыбного хозяйства и океанографии (ВНИРО), улов достиг минимального уровня с 2009 г., разница между реальным показателем добычи и прогнозами на 10 октября составила 23%.

По состоянию на 18 октября дальневосточными рыболовами было выловлено 296 402 тонны тихоокеанских лососей (или 44% от уровня 2018 г.). На Камчатке вместо ожидавшихся 240 тыс. тонн лосося добыли лишь 192 тыс. В Карагинской подзоне улов достиг лишь 25% от прогнозной величины. Если в Магаданской области зафиксирован «недолов» горбуши, а на Чукотке и Южных Курилах – горбуши и кеты, то на востоке Камчатки реальные показатели отстают от спрогнозированного уровня по всем видам тихоокеанских лососей. Как предполагают эксперты, сокращение улова может быть связано с прогревом поверхностных вод в северной части Тихого океана (повлекшим за собой сокращение объемов планктона) и воздействием феномена «красных приливов».

Срыв планов по добыче лососей воспринимается особенно болезненно на фоне экономических последствий эпидемии коронавируса, сокращении ресурсной базы рыболовов в результате внедрения инвестиционных аукционов и падения объемов экспорта.

Однако произошедшее не может служить поводом для громких заявлений о катастрофическом сокращении популяции тихоокеанских лососей в водах Камчатского полуострова.

«На Камчатке на сегодняшний день нет проблемы сокращения численности лососей как таковой, – подчеркивает председатель Ассоциации добытчиков лососей Камчатки Владимир Галицын. – Мы возвращаемся к объемам вылова, которые были привычны для рыбопромышленников до 2008 г. Потом был период высокой численности лососей. Однако он заканчивается. Это признает и наука. Мы возвращаемся к нормальным показателям добычи, когда камчатские рыбаки вылавливали 130 – 150 тысяч тонн лососей».

Проблема выживаемости

Существует искушение попытаться продлить «тучные годы» для дальневосточных рыбопромышленников за счет искусственного разведения рыбы. Некоторые эксперты при этом ссылаются на опыт Сахалина: на острове действует около 60 рыбоводных заводов. Для сравнения, в Камчатском крае работают лишь пять аналогичных предприятий (все они специализируются на разведении лососевых).

Однако в данном случае мы скорее наблюдаем пример простого, удобного для понимания и неправильного решения задачи.

«Вряд ли нам потребуются рыбоводные заводы: проблема с возвратом горбуши на восточное побережье Камчатки в 2020 г. – это проблема в выживаемости лососей в море, – отмечает Владимир Галицын. – Причины падения возврата рыбы заключаются не в том, что в море из рек скатилось мало молоди, не в недостаточном воспроизводстве, а в том, что значительная доля лососей не выжила в период зимнего нагула в Тихом океане. Ключевое значение имеет вопрос выживаемости. На последнем научно-промысловом совете рыбохозяйственной наукой был поставлен вопрос о том, что нам надо внимательно посмотреть на деятельность рыбоводных заводов, в том числе – сахалинских. Следует подумать о том, нужно ли увеличивать их количество, поскольку и у дикой рыбы, и у искусственно воспроизведенных лососей одни места нагула. Возможно, они вступают в конкуренцию, что порождает нехватку кормовой базы и влияет на обе популяции. На мой взгляд, на сегодняшний день для Камчатки это не вариант, не тот путь, по которому нужно следовать. Камчатке в долгосрочной перспективе будет хватать собственного запаса популяции тихоокеанских лососей. Заводы необходимо строить лишь на тех реках, на которых в силу антропогенного воздействия (воздействия человека) собственные запасы рыбы оказались под угрозой полного исчезновения».

Альтернативы за пределами рыбоводства

Вариант увеличения сроков добычи лососей для наращивания объемов добычи в принципе не укладывается в логику действий камчатских властей: команда Владимира Солодова ужесточает регулирование лова соответствующих биоресурсов, вполне обосновано опасаясь усугубления тенденции к сокращению численности соответствующих видов рыбы.

Поводом для оптимизма может служить анонсированное заключение соглашения между властями Камчатки и Сахалина. Владимиру Солодову удалось убедить Валерия Лимаренко подписать договор о регулировании вылова транзитного лосося в районе северных Курил. Начиная с 2014 г., сахалинские рыболовы добывали здесь лососей камчатского, магаданского и хабаровского происхождения в «безограничительном» режиме, что не лучшим образом сказывалось на состоянии биоресурсов полуострова.

Глава Росрыболовства Илья Шестаков предложил вынести вопрос на международную конференцию с участием экспертов из Японии и США. Камчатские власти поддержали эту инициативу и даже предложили провести мероприятие на территории полуострова.

rybolovstvo ulov

 
Партнеры
politgen-min-6 Дальневосточный лосось: итоги путины и будущее промысла
banner-cik-min Дальневосточный лосось: итоги путины и будущее промысла
banner-rfsv-min Дальневосточный лосось: итоги путины и будущее промысла
expert-min-2 Дальневосточный лосось: итоги путины и будущее промысла
partners 6
eac_NW-min Дальневосточный лосось: итоги путины и будущее промысла
insomar-min-3 Дальневосточный лосось: итоги путины и будущее промысла
indexlc-logo-min Дальневосточный лосось: итоги путины и будущее промысла
rapc-banner Дальневосточный лосось: итоги путины и будущее промысла