Куда поднимет социальный лифт, или Лидеры по объявлению
Сейчас в самом разгаре прием заявок на конкурс «Федеральный ПолитСтартап» партии «Единая Россия», направленный на поиск, обучение и продвижение «нового поколения ярких лидеров с активной жизненной позицией, готовых попробовать свои силы в общественно-политической деятельности». Участвовать могут практически все (граждане РФ, достигшие 21 года), а приз для самых успешных весьма заманчив – выдвижение кандидатом в депутаты Госдумы РФ от ЕР. А это – высокие шансы получить мандат нижней палаты российского парламента. Чем не пример социального лифта для привлечения лучших к управлению страной? Чем не доказательство того, что партия большинства обновляется за счет прихода талантливых кадров?
Политолог, эксперт Центра ПРИСП Андрей Черваков – о мнимом и реальном, о скрытом и явном смысле кадровых конкурсов для управленцев высшего звена.
Я спросил одного амбициозного общественника, будет ли он участвовать? И он ответил, что в подобные конкурсы не верит, потому что «там своих двигают, родню, а у меня таких связей нет». Кроме «ПолитСтартапа», он имел в виду также «Лидеров России» и «Лидеров России. Политика», которые проводятся под патронажем администрации президента и тоже нацелены на выявление руководителей нового поколения, которых можно привлечь к государственному управлению на самом высоком уровне.
Мой знакомый совершенно не прав в своей скептической оценке перечисленных социальных лифтов. Эти конкурсы проводятся прозрачно и максимально публично, причем их первые этапы предполагают тестирование, результаты которого определяются автоматически, без участия человека. На последующих этапах (реализация собственных проектов и участие в соревновательных деловых играх) соревнование проходит на виду, под телекамеры, что тоже затрудняет определение победителей «по блату».
Убедиться в этом можно, посмотрев и на самих победителей. Только в воспаленном воображении можно представить, что у воронежской легкоатлетки и спортивного тренера Ольги Ортиной (теперь зампредседателя комитета по физической культуре и спорту облдумы), чьим наставником по итогам «ПолитСтартапа» стал лидер ЕР и замсекретаря Совбеза Дмитрий Медведев, есть с последним какие-то родственные или иные связи. А за воронежским победителем «Лидеров России» Евгением Бажановым, который сейчас возглавляет департамент государственного регулирования тарифов Воронежской области, тоже влиятельных покровителей не замечено.
И все-таки ощущение того, что эти конкурсы не выполняют роль реальных социальных лифтов, а носят больше показной характер, – остается. И дело, конечно, совсем не в том, что участников судят не объективно.
Причина видится в системной ошибке, которая заложена в идею этих конкурсов. Новых ярких лидеров экзаменуют, как абитуриентов, желающих поступить в престижный вуз. Проверяются эрудиция, уровень интеллекта, степень креативности участников. Но если лучшие абитуриенты зачисляются на бюджетные места, то большинство победителей лидерских конкурсов получают лишь моральное удовлетворение. «Лидерам России» полагается еще и образовательный грант на 1 млн. рублей, но ведь участники рассчитывают на большее. На вхождение в обойму топовых госуправленцев. На безотказную работу социального лифта.
Однако совершенно очевидно, что сам конкурс не является прямым механизмом формирования правящей элиты. Назначения победителей из числа «Лидеров России» случаются, но они явно не основываются непосредственно на результатах конкурса. Возьмем последнее крупное кадровое решение – победитель «Лидеров России» 40-летний Юрий Шалабаев в конце октября стал мэром Нижнего Новгорода. И вполне понятно, что определяющую роль в этом карьерном повороте сыграла его успешная государственная служба, на которой он состоит аж с 2002 года. Его предыдущая должность – заместитель министра финансов правительства Нижегородской области. И то, что назначенцев высокого уровня среди победителей лидерских конкурс немало (хотя они и составляют меньшинство от общего числа), – лишь подтверждает, что на руководящие позиции у нас попадают не исключительно по блату, а благодаря выдающимся качествам.
На самом деле назначать на топовые государственные и муниципальные должности по итогам каких бы то ни было конкурсов – это почти то же самое, что и набирать по объявлению. Руководитель, которому можно доверить большой и важный участок, – это всегда штучный кадр. А конкурс – массовое мероприятие, как и вступительные испытания в вуз. И при назначении человека министром, врио губернатора или мэром нельзя не учесть много других факторов и качеств, которые даже самый лучший тест и самая продвинутая деловая игра – выявить не помогут. Скорее всего, интуитивное понимание этого и порождает у людей скепсис в отношении подобных конкурсов – социальных лифтов, хотя рациональную причину они находят в стереотипных представлениях вроде такого: «без мохнатой лапы там нечего и ловить».
Аналогичный «Лидерам России» воронежский конкурс «Команда будущего», прошедший в 2018 году, больше решили не устраивать. Хотя некоторые его победители получили высокие назначения, самый известный из которых – руководитель департамента аграрной политики Алексей Сапронов. Но ряд участников, ставших финалистами, занимают руководящие должности в государственных ведомствах, а до сих пор повышения по службе не получили. И это вполне честный подход: не устраивать новых конкурсов, пока социальный лифт не поднял наверх старых конкурсантов.
Но правильнее было бы проводить подобные конкурсы не путем каких-то испытаний, а через отбор авторов и организаторов самых успешных проектов и практик. В рамках «Лидеров России» участники, кстати, реализуют собственные проекты, но они носят условный, несколько искусственный характер – проекты для конкурса. Например, тот же Евгений Бажанов организовал для старшеклассников из приемных семей экскурсии по воронежским предприятиям с целью профориентации ребят. Это, безусловно, само по себе дело полезное, но для достижения должного социального эффекта нужен и другой масштаб, и другая продолжительность профориентационных мероприятий.
Речь не о проектах ради конкурса, а о конкурсе ради проектов – тех, которые представители новой генерации лидеров реализуют, так сказать, всерьез: по долгу службы и в связи с основной профессиональной деятельностью. Пусть это будет похоже на управленческий «Оскар», или «Нику», или «Ленинскую премию», кому как ближе. Тогда «Лидером России» мог бы стать, например, директор ЛОС, справившийся с неприятным запахом в Воронеже. Очень важный и полезный проект для горожан.
А тесты и деловые игры давайте оставим для тех юношей и девушек, которые только поступают на государственную или муниципальную службу, претендуя на низовые должности. Талантливые стажеры найдут путь наверх и без социальных лифтов.
Ранее опубликовано на: http://obozvrn.ru/archives/145206