На пути к демократической пустыне
Американскому кинематографу давно приписывают провидческую силу. Так, предсказания трагедии 11 сентября 2001 года в Нью-Йорке (в башни-близнецы врезались два самолета, управляемые террористами, что привело к многочисленным жертвам) - усматривают не менее чем в 11 фильмах и мультфильмах. А, например, в мультипликационном сериале «Симпсоны» предсказывается избрание Дональда Трампа президентом.
Политолог, экперт Центра ПРИСП Андрей Черваков увидел еще одно кинопредсказание, касающееся уже нынешней кампании по выборам президента США.
В комедийном сериале «Вице-президент» (премьера первого сезона состоялась в апреле 2012 года, а седьмого, заключительного, в марте 2019 года) с Джулией Луи-Дрейфус в главной роли показана карьера политика Селины Майер на заглавном посту. И в таковом качестве она сменяет престарелого президента Стюарта Хьюза, становясь хозяйкой Белого дома. При чем Майер и Хьюз по сюжету – представители именно Демократической партии США. Напрашивается аналогия с 78-летним Джо Байденом и соответственно 56-летней Камалой Харрис. Прогноз этот еще не сбылся. Более того, по поводу президентства Байдена пока остаются вопросы. По крайней мере у действующего главы Белого дома Дональда Трампа.
Однако примечательны эти совпадения кино и реальности тем, что «Вице-президент» приоткрывает нам дух американской политики. В отличие от другого сериала-откровения «Карточный домик» (где кстати также женщина становится вице-президентом, а затем -президентом от Демпартии, не избранным в таковом качестве) – вся политическая борьба преподносится в комичной форме, доводится до абсурда, а вскрытые недостатки американской демократии кажутся просто гиперболизированными.
Но суть оказывается довольно правдоподобной. Главная героиня Селина Майер гордится тем, что своим карьерным путем утверждает правильные ценности – «разбивает стеклянный потолок» (искусственные преграды для женщин по участию в политике и бизнесе). И в то же время мы видим, что ради достижения власти в конечном итоге она отказывается вообще от всех ценностей. Их она с легкостью пускает в топку политического торга.
Например, для победы на выборах в свою команду она привлекает в качестве вице-президента Джону Райана (гипертрофированный Трамп), который, например, призывает запретить математику как изобретение «арабов-террористов». Он тоже нравится глубинной, сельской Америке, а, значит, несмотря на весь идиотизм, полезен для получения голосов. Во второй серии третьего сезона Селина Майер вынуждена решать, какую позицию занять по поводу абортов – за или против (pro-life/pro-choice), что вскрывает отсутствие у нее твердых убеждений по этому важному вопросу политической повестки США. Выбор позиции диктуется исключительно лавированием между политическими группами с целью опять же пробить себе дорогу к власти. Политический нигилизм Майер доходит до того, что она просит руководство КНР помочь ей победить на выборах - и китайцы взламывают электронные системы для голосования (очень похоже на «русский след», о котором демократы говорили все время президентства Трампа ). Кульминацией становится ее предательство самого преданного сотрудника – личного секретаря Гэри Уолша, которого она отдает в руки ФБР по ложному обвинению, чтобы замести следы собственных преступлений.
Камала Харрис, как и главная героиня «Вице-президента», - юрист, бывший прокурор и сенатор. И ее, судя по всему, не смущают некоторые особенности нынешних выборов, подрывающих веру в США как правовое государство. Вскрытые командой юристов Трампа многочисленные нарушения - просто игнорируются. Хотя честность выборов – один из краеугольных камней американского общества, фундаментальная ценность. Так считалось раньше до сего момента по крайней мере. Неужели, как и в комедийном сериале, демократы между ценностями и властью выбирают последнюю? А с ними – и весь тот истеблишмент, который заранее (до заседания коллегии выборщиков 14 декабря) называет Джо Байдена «избранным президентом» (хотя президента в Штатах выбирают именно выборщики, а не избиратели).
В таком случае нас ждет еще много потешных событий уже в реалити-шоу «американская политика». Но такой явный отказ от фундаментальных ценностей и неприкрытый политический цинизм могут привести к тому, что провидческим может оказаться еще один американский кинопродукт - «Почтальон» Кевина Костнера, в котором США предстают в виду одичавшей пустыни, где правят деспоты, получившие власть силой, а не благодаря волеизъявлению граждан.