На выборы в Госдуму идут не только ради мандата
Кто будет выдвигаться в Госдуму? Какие партии будут участвовать в выборах 2021 года? Какие шансы у партий и их кандидатов на этих выборах? Какие округа и партии выберут тульские политики для выдвижения в Госдуму? На эти вопросы попытались ответить авторы доклада «ИГНАТОВ консалтинг».
Политтехнолог, руководитель агентства политического консультирования «ИГНАТОВ консалтинг», эксперт Центра ПРИСП Алексей Игнатов отмечает, что согласно исследованиям, кандидаты далеко не всегда идут на выборы, чтобы получить мандат, есть еще множество других целей.
До выборов в Госдуму остается меньше 10 месяцев. Сама предвыборная кампания начинается гораздо раньше, чем президент подписывает указ о назначении выборов. Понятно, что все политические силы стараются готовиться к выборам заранее. 2020 год завершается, в первую очередь, под знаком коронавируса, и что немаловажно для политической жизни, это год перед большими выборами, а потому он прошел еще и под знаком политической активности потенциальных кандидатов. Люди размышляют с какой политической силой идти на выборы, ищут финансовые ресурсы, потому что в эпоху коронавируса поиск финансов для политиков становится одним из серьезных вопросов. Это всегда было сложно, а сейчас это вдвойне, а то и втройне непросто.
Проанализировав публичную и непубличную активность политиков в Тульской области, сопоставив это с экспертными оценками, мы и сделали предварительный анализ, очертили контуры будущей избирательной кампании, постарались предположить, кто из тульских политиков может претендовать на участие в кампании. Не получить мандат, а именно участвовать.
Одно из наших ключевых исследований показывает, что не все кандидаты используют предвыборную кампанию, в частности, в Госдуму только для того, чтобы получить мандат. Мы полагаем, что многие кандидаты будут использовать ее для раскрутки своих политических сил, для самопрезентаций, для решения каких-то внутренних вопросов. Кто-то попытается напомнить о себе, кто-то изменить свой имидж, кто-то вернуться в элиту. Исходя из этих критериев, мы и попробовали предположить, кто из тульских политиков может баллотироваться в одномандатных округах и по спискам каких партий.
В нашем регионе два госдумовских округа - 183 и 184, которые сейчас представлены в парламенте депутатами от «Единой России». Причем у нас интересные округа. Тульская область разделена примерно пополам. Юг области и половина города Тулы – это один округ, а север области и другая половина Тулы – второй. И они отличаются. Южный округ сильно разбросан, в нем больше сельских населенных пунктов. А на севере больше городских территорий. Это сама Тула, Алексин и Новомосковск. Мы предполагаем, что наибольшее претендентов на мандаты будет именно в 184 –ом округе, он наиболее компактный, и в городах проще работать. В сельских территориях работать намного сложнее и дороже, и как следствие меньше кандидатов.
Еще важный момент, прогнозы по партийной активности. Чтобы стать самовыдвиженцем, кандидату нужно 15 тысяч «чистых» подписей для сдачи в избирком, а значит собрать надо не меньше 25 тысяч. А чтобы партия выдвинулась на выборы — это 200 с лишним тысяч подписей. И это, с моей точки зрения, под силу только крупным серьезным организациям, которые имеют разветвленную сеть активистов на местах, имеют финансы. А таких структур у нас, мягко говоря, не много. И все структуры, которые обладают этими ресурсами, уже имеют «парламентскую лицензию», для того чтобы пойти на выборы в Госдуму без сбора подписей.
Исходя из этого, мы предполагаем, что кандидаты будут выдвинуты и зарегистрированы только от 16 партий с «парламентской лицензией». Из тех, кому нужно собирать подписи, возможно, тоже будут выдвиженцы. Это одна-две партии, которые пошумят, снимут информационные сливки и благополучно сойдут с дистанции. Вряд ли какая-то партия сможет собрать необходимое количество подписей, кроме редчайших исключений.
16 партий, которым подписи собирать не надо, мы разделили на три условных группы. К первому эшелону относятся четыре парламентских партий и «Коммунисты России», которым прочат прохождение 5-процентного барьера. Здесь будет очень серьезная конкуренция. Эти партии мы назвали «ценный актив». Партии «второго эшелона» — это те, которые, по нашим оценкам, не получат пяти процентов, но вполне могут набрать более трех процентов и получить госфинансирование. Есть большая вероятность, что представители второго эшелона – Партия пенсионеров, «Яблоко», «Родина» – будут ставить себе именно такую цель, набрать три процента, получить финансирование. Пройти в Госдуму – для них почти фантастика. И третья группа, так называемые, «партии–спойлеры», которые вряд ли могут рассчитывать на значительные электоральные результаты. Среди них «Коммунистическая партия социальной справедливости», «Зеленая альтернатива», «Новые люди», среди представителей этих партий будут рекрутировать «технических» кандидатов.
Хотя бывают и сюрпризы. Если партии сейчас серьезно возьмутся за создание региональной сети, агитацию, сформулируют идеологию, привлекут технологов, сумеют найти финансирование, то могут составить конкуренцию на выборах. Лидерам гонки расслаблять не следует, результаты выборов бывают разными. Но пока конфигурация выборов выглядит именно так.