Польша: глобализм против "Солидарности"
Конфликт между Польшей и Евросоюзом по бюджетным вопросам набирает обороты. В преддверии саммита ЕС, который пройдет 10-11 декабря, премьер-министры Польши и Венгрии Матеуш Моравецкий и Виктор Орбан обсудили в Варшаве общую позицию по новым бюджетным перспективам ЕС, включая вопрос привязывания выделения средств из европейских фондов к соблюдению норм верховенства закона в странах-членах.
Лидер правящей партии "Право и справедливость" Ярослав Качиньский и министр образования Пшемыслав Чарнек критикуют Евросоюз, который хочет отнять у Польши "право на выбор", требует "переосмыслить свою культуру". Конфликт Варшавы с Евросоюзом является следствием раскола в польском обществе, где до сих пор все решает наследие "Солидарности", полагает политолог, публицист, эксперт Центра ПРИСП Марк Зенгер.
Польша до сих пор так и не вышла из эры "Солидарности" 1980-х. После прихода "Солидарности" к власти в польской политике сформировались представления о "правых" как о борцах с коммунистическим Советским Союзом. Именно поэтому правящая партия "Право и Справедливость" (ПиС) во главе с критикующим Россию Ярославом Качиньским, несмотря на использование левой популистской риторики, считается правым флангом польской политики.
Со времен Леха Валенсы враги это соседи, а друг - Америка. Ярослав Качиньский считает, что Польша находится в геополитическом окружении, между Германией и Россией, и не понимает премьера Венгрии Виктора Орбана, выстраивающего взаимоотношения с Россией. Когда речь зашла о размещении США элементов ПРО в Европе, польские власти захотели разместить эти объекты у себя. В то же время в Праге проходили многочисленные демонстрации против размещения ПРО в Чехии. Положить конец этой традиции пытался Дональд Туск, однако смоленская катастрофа свела на нет его попытки.
Большую роль во времена "Солидарности" играла католическая церковь. Сегодня епископы демонстративно поддерживают "Право и Справедливость", а ряд СМИ, ориентированных на Евросоюз, проводят антицерковную кампанию. У этой кампании есть определенные успехи: население крупных польских городов становится все менее религиозным. Возможно, через несколько десятков лет поляки будут посещать костел только в деревнях, а по уровню религиозности Польша догонит Чехию, которая считается одной из самых атеистических стран.
Программа ПиС характерна для партий в Восточной Европе: это смесь социалки и "традиционки". Жители Варшавы, Лодзи, Гдыни, Гданьска, Вроцлава и других крупных городов, охваченных потребительской культурой, меньше голосуют за партию Качиньского. Обещая социальные льготы и материнский капитал, ПиС обращаться к населению небольших городов, которые пострадали от перехода на рыночную экономику. Предприниматели, весь малый и средний бизнес, завязанный на дотации ЕС, так же не голосуют за ПиС. Наименьшее число голосов партия Качиньского получила на более развитом западе страны. Таким образом, как и в США польское общество расколото пополам.
Скорее всего, через несколько выборных циклов будущие поколения перестанут голосовать за ПиС, которая не сможет защищать религию и традиционные ценности в текущей системе союзов с Брюсселем и Вашингтоном.