«Итальянская болезнь» израильского парламентаризма
Весной в Израиле пройдут четвертые за два года выборы в Кнессет (парламент) страны за последние четыре года. На этой неделе Кнессет не смог принять в первом чтении законопроект, который продлил бы крайний срок для достижения бюджетного соглашения, в этой связи парламент был автоматически распущен. Выборы назначены на 23 марта 2021 года.
Публицист, историк Артем Кирпиченок считает, что израильская политика превратилась в «Игру престолов», где каждый сражается сам за себя.
Не секрет, что западная парламентская демократия, сложившаяся в конце 1960-х — начале 1970-хх гг. в наши дни находится в глубоком кризисе. Геронтократия в США, приход к власти авторитарных политиков в Бразилии, Венгрии и Турции, распад старых партий в Италии и Франции. В Израиле кризис политической системы выразился в так называемой «итальянской болезни».
В Италии до конца 1980-х гг. правящие христианские демократы, чтобы не допустить к партии коммунистов должны были составлять коалиции с небольшими партиями. Естественно, что партнеры по коалиции в свою очередь требовали различные преференции, которые зачастую принимали форму открытой коррупции. Сегодня «итальянская болезнь» поразила и израильскую политику, но похоже при составление следующего правительства потенциальному премьер-министру придется договариваться чуть ли не с каждым депутатом кнессета.
Провал голосования по бюджету на 2020 года повлек за собой роспуск кнессета. 23 марта Израиль ждут очередные выборы, уже четвертые за последние два года. Но в отличие от предыдущих они будут проходить в совершенно новых условиях.
Впервые в истории страны противостояние будет проходить не между «правыми» и «левыми», а между различными правыми партиями. После краха лейбористской партии «Авода» и раскола блока «Кахоль-Лаван», после вхождения Бени Ганца в правительство вызов правящему премьер-министру Биньямину Нетаньяху намерены бросить две правые партии. Одна из них «Ха-тиква ха-хадаша» возникла совсем недавно и ее возглавляет бывший министр в правительстве Нетаньяху Гидон Саар. Так же другой крупной силой на правом фланге является партия «Ямина» под руководством Нафатли Бенета, объединяющая праворадикалов.
Во-вторых, выборы будут проходить не на фоне многолетнего роста экономики, а в разгар серьезнейшего кризиса и эпидемии коронавируса. Дефицит бюджета страны приближается к 100 миллиардам шекелей (30 миллиардов долларов), безработица близка к 20%, в ближайшее время власти планируют уже ввести третий карантин, а выборы обойдутся казне приблизительно 500 млн. шекелей.
В-третьих, после правления американского президента Дональда Трампа по всей видимости не отделявшего интересы Израиля от интересов США, израильскому правительству придется выстраивать отношения с новой администрацией Джо Байдена, чья поддержка «единственной демократии на Ближнем Востоке» будет уже не столь безусловна.
Единственным триумфатором на сегодняшний момент является, как ни странно, нынешний премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху. Подобно Колобку, он пока успешно уклонился от уголовного преследования и ускользнул из «объятий» Бени Ганца, а теперь возглавляет партию, которая почти гарантировано получит как минимум на десять мест больше, чем все его соперники.
Впрочем, Нетаньяху уже получил один удар в спину от Гидона Саара и, по всей видимости, это еще не конец. С развалом профсоюзов и рабочих партий, упадком идеологий, с размыванием классов, с атомизацией общества, израильская политическая верхушка полностью перестала контролироваться снизу. Политика превратилась в «Игру престолов», где каждый сражается сам за себя и исход еще более непредсказуем чем в книге Дж. Мартина.