Сургутский мед и «окно возможностей»
18 января в Сургуте (Ханты-Мансийский автономный округ) должны пройти непрямые выборы градоначальника. На пост мэра претендует рекордное количество кандидатов: первоначально заявки подали 66 человек, затем их количество сократилось до 61.
Политолог, эксперт Центра ПРИСП Николай Пономарев – с подробностями избирательной кампании на выборах мэра Сургута.
Подавляющее большинство претендентов являются новичками в политике. Среди кандидатов есть несколько безработных, водителей, слесарей и электромонтеров, пенсионер и аппаратчик очистки сточных вод. Сразу 9 претендентов являются сотрудниками одной из крупнейших «углеводородных» компаний России – «Сургутнефтегаза».
В списке кандидатов можно найти лишь несколько фамилий профессиональных политиков, таких как депутат городской думы Сургута Евгений Барсов и депутат Тюменской областной думы Михаил Селюков (оба представляют ЛДПР). Администрацию Сургута представляет директор департамента городского хозяйства Сургута Роман Богач.
Однако в перечне претендентов отсутствуют имена двух политиков, которых прежде рассматривали в качестве фаворитов грядущих выборов – главы Сургутского района Андрея Трубецкого и депутата думы ХМАО Андрея Филатова.
Время обновить договоренности
Вероятнее всего, отсутствие в списке кандидатов очевидных претендентов на победу объясняется наличием у ведущих политических акторов региона (губернатора Натальи Комаровой и гендиректора «Сургутнефтегаза» Владимира Богданова) провести конкурс повторно, получив за счет его «перезапуска» запас времени для согласования новой фигуры «кандидата № 1». Прежние планы утратили свою актуальность в связи с кончиной вице-губернатора ХМАО Геннадия Бухтина. Это событие закономерно поставило крест на всех продуманных и согласованных ранее кадровых рокировках.
То, что фигура победителя будущих выборов будет негласно определена по итогам переговоров между администрацией губернатора и руководством «Сургутнефтегаза», не вызывает сомнений. Чтобы понять это, достаточно ознакомиться с перечнем членов конкурсной комиссии. Ее возглавляет первый заместитель губернатора Алексей Шипилов. Который, по вполне понятным причинам, может рассчитывать на поддержку директора департамента внутренней политики Александра Скурихина и и.о. главы департамента государственной гражданской службы и кадровой политики Ларисы Самохваловой, также входящих в состав комиссии. Областные власти в данной структуре также формально представляет заместитель председателя думы Югры Александр Сальников. Последний начал работать в «Сургутнефтегазе» еще в 1982 г. и в итоге поднялся до уровня председателя профкома объединенной профсоюзной организации этой компании.
Среди четырех представителей местный властей, включенных в состав конкурсной комиссии, двое напрямую связаны с корпорацией Владимира Богданова. Депутат городской думы Игорь Бруслиновский по совместительству является заместителем начальника управления по организации обслуживания производства ПАО «Сургутнефтегаз». Депутат Галина Галямова параллельно занимает пост председателя Совета женщин «Сургутнефтегаза».
Особая роль компании Владимира Богданова в решении вопроса о выборах мэра напрямую связана с ролью «Сургутнефтегаза» в региональной экономике. Корпорация, в которой трудятся около 100 тыс. человек, является одним из крупнейших налогоплательщиков региона. Одновременно «Сургутнефтегаз» активно вкладывает средства в реализацию социальных проектов на территории ХМАО. В 2019 г. на соответствующие нужды было выделено 4,6 млрд рублей. Компания закупает медикаменты и оборудование для больниц Югры, вкладывается в строительство, капитальный ремонт и содержание объектов недвижимости, из собственных средств производит выплаты коренным народам.
Однако особое положение «Сургутнефтегаза» в регионе не обеспечивает компании политического доминирования: губернатор ХМАО и в прошлом, и в настоящий момент обладает рычагами давления на корпорацию (хотя их количество и сократилось после передачи части налогов в ведение федерального центра).
И сам по себе факт наличия политического дуумвирата вынуждает его участников искать способы получения дополнительного времени, необходимого для обновления достигнутых ранее договоренностей. В особенности – в условиях, когда после смерти Геннадия Бухтина местные элиты начали очередной раунд «подковерной борьбы».
Иллюзия возможности
Аномальная длина списка претендентов на кресло мэра Сургута обусловлена воздействием других факторов. Во-первых, в 2021 г. должны пройти выборы в городскую думу Сургута, заксобрание ХМАО и Государственную Думу РФ. И потому символическое участие в борьбе за пост главы города может рассматриваться для многих кандидатов как средство повысить собственную узнаваемость.
Во-вторых, многие из претендентов могут рассматривать отсутствие явного фаворита как «окно возможностей». В том числе, в силу политической наивности воспринимая позицию мэра как площадку для старта в мир «людей, принимающих решения» (хотя в реальности этот пост предполагает скорее работу «технаря»-хозяйственника).
В-третьих, необходимо учесть местную специфику. С одной стороны, Сургут – это город очень обеспеченных людей с амбициями и, зачастую, избытком свободного времени. С другой стороны, в предвыборный период местное сообщество по негласной традиции всегда охватывают политические «шатания». Не приводящие, в итоге, к сколь-либо ощутимым последствиям. Территория Сургута полностью управляема в политическом смысле. Наблюдаемый сейчас «карнавал кандидатов», вероятнее всего, завершится повторным назначением конкурса, в котором примут участие реальные претенденты на победу, согласованные Натальей Комаровой и Владимиром Богдановым.