Политолог, эксперт Центра ПРИСП
15.01.2021

Цена кибер-террора: охота на Трампа и убытки соцсетей

 

«А свобода здесь есть только у одного слова,
и слово это — мое!»,
Атаман Парамонов, «День выборов-2»

 

Официальный представитель МИД России Мария Захарова сравнила блокировку аккаунтов Дональда Трампа в Facebook и Twitter с «ядерным взрывом» в киберсреде. И с этим сложно не согласиться, учитывая как политические, так и экономические последствие этого решения, считает политолог, эксперт Центра ПРИСП Николай Пономарев.

Сквозь строй

6 января Twitter временно (на 12 часов) заблокировал аккаунт Трампа в ответ на «подстрекательство к насилию». Вслед за этим президент удалил три записи в своем аккаунте, ставшие поводом для претензий со стороны модераторов. Однако дальнейшие действия Трампа были признаны неприемлемыми, и 8 января его учетная запись была заблокирована на постоянной основе.

6 января Facebook удалил последнюю видеозапись, размещенную первым лицом, а день спустя лишил главу государства возможности размещать новые материалы до 20 января (т.е. до конца периода его полномочий в качестве президента США). Аналогичные ограничения были распространены на аккаунт Трампа в соцсети Instagram, также принадлежащей компании марка Цукерберга.

7 января был заблокирован аккаунт Трампа на видеохостинге Twitch (принадлежащем Amazon).

8 января Snapchat бессрочно заморозил учетную запись Трампа. 13 января стало известно, что модераторы соцсети навсегда заблокируют аккаунт уходящего президента через 7 дней (после официально инаугурации Джозефа Байдена).

В тот же день стало известно, что руководство Shopify удалило 2 магазина с фирменной символикой Трампа. Одновременно PayPal и Stripe были заблокированы аккаунты, при помощи которых собирались деньги для помощи сторонникам президента.

9 января в СМИ появилась информация о том, что Reddit заблокировал на своем сайте крупнейший подраздел сторонников Трампа r/DonaldTrump. Также стало известно, что Discord заблокировал сервер The Donald, используемый сторонниками действующего президента.

Попытка трампистов «мигрировать» в социальную сеть Parler обернулась провалом: соответствующее приложение заблокировали в Google Play и App Store, а затем ресурс стал недоступен после отключения от хостинга Amazon Web Services.

13 января аккаунт Трампа на YouTube (принадлежащем Google) был заморожен по меньшей мере на 7 дней.

Соцсети TikTok и Pinterest ограничили использование хэштегов, связанных со сторонниками Трампа.

Telegram – последний оплот свободы?

В борьбе с «экстремистами» успела поучаствовать даже администрация Telegram. За последнюю неделю Telegram вышел на второе место по числу скачиваний в США. Начиная с 6 января, мессенджер загрузили около 545 тысяч раз — в 3 раза больше, чем неделей ранее. Это способствовало росту интереса к платформе во всех регионах мира. Только в течение 10 – 12 января в мессенджере зарегистрировались 25 млн новых пользователей. В том числе на площадке Telegram завели аккаунты президенты Франции, Бразилии, Турции, Мексики, Тайваня, Украины и Узбекистана, а также премьер-министры Израиля и Сингапура.

Все это было воспринято демократическим истеблишментом как угроза. Представители NBC News опять обвинили руководство Telegram в распространении экстремистского контента, подчеркивая, что платформа якобы стала «пристанищем ультраправых сторонников Трампа, спасающихся от блокировок на других сайтах». В том числе было заявлено, что при помощи мессенджера экстремисты планируют организовать «вооруженный митинг» в день инаугурации Байдена.

Руководство Telegram в ответ вполне ожидаемо прибегло к символическим блокировкам аккаунтов наиболее радикальных сторонников президента США.

Арифметика пирровой победы

В неофициальной «охоте на Трампа» приняли участие почти все технологические гиганты США. Однако последствия соответствующего решения для положения на рынке каждой из низ существенным образом отличаются.

В период 7 – 14 января акции Alphabet Inc Class A (владельца Google) на бирже NASDAQ упали в цене с $1774 до $1756, Amazon – с $3238 до $3164, Facebook – с $268 до $251, Oracle (контролирует американский сегмент соцсети TikTok) – с $63 до $62, Twitter – с $52 до $47.

В масштабах корпораций сокращение стоимости акций даже на несколько долларов обернулось многомиллиардными убытками. Так, с момента блокирования аккаунтов президента США Дональда Трампа рыночная капитализация Facebook и Twitter сократилась к 13 января более чем на $51 млрд.

Одновременно выросли в цене акции: Shopify Inc – $1159 до $1216, PayPal Holdings Inc с $235 до$ 246, Pinterest Inc – с $71 до $75, Snap Inc –$52 до $53.

Стоимость акций Apple Inc осталась почти неизменной.

Таким образом, участникам кампании по «выдавливанию» президента с поля социальных медиа удалось избежать коллективной ответственности. Это бремя легло на наиболее узнаваемые компании-«загонщики», такие как Google, Amazon, Facebook и Twitter, в то время как их партнеры либо не понесли ощутимого урона, либо укрепили свои позиции на рынке. Вероятнее всего, это отчасти объясняется разницей в подходах в части коммуникации с медиа: названия наиболее пострадавших компаний регулярно мелькали в медиа в связи с «охотой на трампистов», в то время как бенефициары этого процесса из числа Интернет-компаний почти не упоминались журналистами, несмотря на жесткие меры, предпринятые в отношении президента США и его сторонников.

Объяснить разницу в ущербе только лишь диспропорцией с точки зрения узнаваемости брендов не представляется возможным: в этом случае ощутимое падение стоимости акций должны были пережить и Apple, и Oracle, почти не понесшие ущерба.

Печальные перспективы

События последних дней вполне четко указывают как на политическую ангажированность ведущих Интернет-компаний США, так и наличие у них прочных связей с конкретными группами внутри американского истеблишмента.

Становится вполне очевидно, что западные социальные медиа нельзя рассматривать как свободную площадку, на которой независимые силы могут конкурировать с ресурсами, подконтрольными государству либо влиятельным группам интересов. Существование альтернативных центров формулирования повестки целиком и полностью зависит от позиции IT-гигантов и покровительствующих им групп истеблишмента США. Которые готовы пожертвовать материальной выгодой ради достижения политических целей. При необходимости Интернет-корпорации принесут в жертву многомиллиардную прибыль, лишь бы обеспечить решение задач, поставленных старшими партнерами их владельцев.

Если уже в ближайшей перспективе республиканцы не смогут найти ответ на новый вызов, они рискуют на длительное время оказаться в положении «вечно второй» партии в Соединенных Штатах.

Понятно и то, что на роль полноценного субъекта политики в Интернет-пространстве могут рассчитывать лишь государства, располагающие собственной IT-инфраструктурой (в том числе – в ее коммерческом выражении, в виде собственных популярных площадок и сервисов), корпусом грамотных специалистов и мощностями по производству необходимого оборудования. Иначе говоря, доминирование хотя бы в национальном сегменте Интернета – это привиллегия экономически развитых государств, обладающих собственной высокоразвитой промышленностью, современной системой науки и образования и быстроразвивающимся кластером IT-предприятий, тесно связанных с властью благодаря механизмам государственно-частного партнерства.

 

tramp poslanie

 

 
Партнеры
politgen-min-6 Цена кибер-террора: охота на Трампа и убытки соцсетей
banner-cik-min Цена кибер-террора: охота на Трампа и убытки соцсетей
banner-rfsv-min Цена кибер-террора: охота на Трампа и убытки соцсетей
expert-min-2 Цена кибер-террора: охота на Трампа и убытки соцсетей
partners 6
eac_NW-min Цена кибер-террора: охота на Трампа и убытки соцсетей
insomar-min-3 Цена кибер-террора: охота на Трампа и убытки соцсетей
indexlc-logo-min Цена кибер-террора: охота на Трампа и убытки соцсетей
rapc-banner Цена кибер-террора: охота на Трампа и убытки соцсетей