Инаугурация Байдена: декорации оккупации
Четыре года назад продемократические американские СМИ язвительно комментировали инаугурацию президента Дональда Трампа за меньший, по сравнению с присягами Обамы, размер собравшихся поглазеть на нее толп американцев. Что же тогда сказать про церемонию вступления в должность избранного президента Джо Байдена, прошедшую в окружении почти 26 тысяч солдат Национальной гвардии?
Политолог, эксперт Центра ПРИСП Артем Филиппов отмечает, что день вступления Байдена в должность президента не станет прорывом Америки в сторону вожделенных свободы и демократии.
Помимо выстроившихся фалангами солдат, на инаугурации 46-го президента США присутствовало несколько бывших американских лидеров, некоторое количество высокопоставленных лиц и селебрити, на этом, пожалуй, все. И дело тут не только в строгих Covid-протоколах, но и в том, что весь мир отчасти с сочувствием, отчасти с удивлением и насмешкой наблюдал за показным театром безопасности, развернувшимся на вашингтонских подмостках.
Все «лучшее», что США несут остальному миру в виде военных баз, патрулей, «зон безопасности», сегодня оказалось доступно и самим американцам в федеральном округе Колумбия. Почти три дивизии военных, тысячи сотрудников служб безопасности в настоящее время рассредоточены по улицам и перекресткам города, в то время как неприступные заборы и контрольно-пропускные пункты обрамляют центр столицы США. Та часть Вашингтона, где обычно туристы глазели на самое сердце американской имперской власти — Национальную аллею и Белый дом, — сегодня превратилась в запретную «красную зону». Во всем этом прослеживается некий болезненный символизм, потому что в день инаугурации Байдена Вашингтон, благодаря практически осадному положению, живо напомнил Багдад 2003 года, по мнению известного ведущего FOX News Такера Карлсона, отметившего, что в американской столице единовременно было развернуто войск в пять раз больше, чем военного персонала, дислоцированного в настоящее время в Ираке и Афганистане.
В апреле 1968 года Вашингтон был охвачен пламенем городских бунтов, спровоцированных убийством Мартина Лютера Кинга — младшего, тогда в результате беспорядков было ранено более тысячи человек, 13 американцев погибли, а город получил серьезный инфраструктурный ущерб. Президент Линдон Джонсон призвал на защиту столицы страны солдат Национальной гвардии, но их было в два раза меньше, чем сейчас. Даже во время Гражданской войны, в разгар боевых действий, в округе Колумбия никогда не размещалось сразу 26 000 солдат.
Сравнение происходящего в центре Вашингтона с «зелеными зонами» Кабула и Багдада стало общим моментом в том числе и для демократических, мейнстримовых СМИ (Секретная служба США также использует этот термин). Однако при этом из виду упускается одно важное различие: хотя Капитолий недавно пережил некоторые события, которые одни комментаторы называют операцией «под фальшивым флагом», а другие — мятежом белых расистов, антисемитов и противников демократии, он все-таки далек от реального театра боевых действий. Как далеки от него и комплексы правительственных зданий во многих других американских городах, где также развернуты гвардейцы (всего 65 тысяч человек по всей стране), получившие на руки боевые патроны и право стрелять на поражение.
Именно потому, что сердце Вашингтона не является зоной боевых действий, его военная оккупация выглядит в глазах рядовых американцев настолько шокирующей. В соцсетях многие бывшие военные делятся своими впечатлениями:
«Я уже видел такое в Багдаде, Мосуле или Фаллудже. Очень грустно».
Всего пару недель назад столица США была похожа на любой другой крупный американский город, то есть находилась под строгим наблюдением и контролем, но не была оккупирована собственными военными подразделениями. Возможно, что еще никогда в своей истории центр Вашингтона так не походил на город-призрак, на одну из локаций популярного компьютерного шутера Call of Duty. При этом остальной город вернулся к привычной, насколько это возможно в разгар пандемии, жизни: яппи в масках выстраиваются в очереди за стаканчиком кофе, бродят бездомные, а за Капитолием небольшая толпа отчаявшихся людей по-прежнему требует справедливого пересчета голосов на выборах президента.
Некоторые республиканские комментаторы критикуют руководство армии за то, что, по их мнению, Пентагон окончательно встал на сторону демократов. Они сетуют, что еще один американский институт, по крайней мере, в высших свои эшелонах сохранявший политический нейтралитет, кажется, вошел составной частью в «глубинное государство». Вообще эта точка зрения выглядит достаточно наивной, как будто раньше Министерство обороны США, военно-промышленный комплекс, спецслужбы, правительство и вашингтонские лоббисты не представляли собой тесный симбиоз, мощнейшую цеховую корпорацию, умело набивающую карманы под разговоры о необходимости принести «свободу и демократию» в очередную заморскую страну.
Однако, очевидно, что не все войска пользуются у демократов столь же высокой степенью доверия, как их командиры, в том числе недавно назначенный на пост министра обороны первый афроамериканец на этой должности четырехзвездный генерал Ллойд Остин. Не случайно член Палаты представителей демократ Стив Коэн призывал к проверке членов Национальной гвардии, расквартированной в округе Колумбия, под предлогом того, что белые мужчины (как и сам Коэн) опасны, а потому нуждаются в дополнительной фильтрации. ФБР провело тщательное расследование на предмет идеологической чистоты рядов гвардейцев, и, по данным Associated Press, двенадцать человек были не допущены до проведения операции, так как ранее якобы выражали экстремистские взгляды или были связаны с т. н. правыми ополченцами.
Ко всему прочему все СМИ облетела новость о том, что пять тысяч гвардейцев, размещенных на улицах Вашингтона в день инаугурации, под предлогом срочного заседания Конгресса были перемещены из здания Капитолия в холодный паркинг с одной душевой кабинкой, в результате чего сотни человек заразились коронавирусом. Согласно репортажу CNN, многие бойцы почувствовали себя преданными и бесполезными, которых, после того как они обеспечили безопасность мероприятия Байдена, просто сослали в гараж. Может быть, именно поэтому в Сети появились кадры с некоторыми военными, демонстративно отвернувшимися от кортежа Байдена почти так же, как некогда полицейские Нью-Йорка отвернулись от ненавидящего их мэра города Билла де Блазио? Возможно, демократы не так уж и не правы в своих попытках проредить армейские ряды от сторонников Трампа, тем более что за Байдена проголосовало только 20% белых мужчин, которые в основной своей массе более консервативны, чем традиционный электорат демократов, и на которых в США выпадает основная нагрузка по несению службы в армии, полиции и других правоохранительных органах.
По всей видимости, минимум до весны Капитолий и его окрестности будет напоминать то ли дипломатический квартал в Багдаде, то ли Зону из фильма Андрея Тарковского. Уже объявлено, что 7 000 вооруженных солдат останутся в Вашингтоне до середины марта, а 5 000 из них продолжат находиться в столице США на «неопределенный срок» и после в связи с данными разведки о потенциальных угрозах и демонстрациях. Мэр Вашингтона Мюриел Баузер уже предупредила жителей об этой «новой норме», к которой следует приспособиться на фоне слухов о возможных более жестких ограничениях. Директор ФБР Кристофер Рэй, в основном хранивший молчание в течение последних недель, в минувший четверг зловеще упомянул о расплывчатых угрозах, требующих интенсивного военного присутствия в столице страны.
В 2020 году в США что-то пошло не так, такое впечатление, что страна превратилась в искаженный симулякр самой себя. Это многое говорит о состоянии американской демократии, когда предполагаемая «мирная передача власти» может быть осуществлена только при массированном присутствии вооруженных и экипированных солдат. На тревожные события лета 2020 года, противоречивый исход президентских выборов и события 6 января на территории Капитолия американские власти нашли один ответ — тотальную милитаризацию основ собственной демократии. Угроза вспышки насилия в Вашингтоне по-прежнему реальна, однако это не оправдывает вооруженных гранатометами солдат на улицах американских городов, ответ новой президентской администрации на общественное недовольство выглядит явно непропорциональным.
Уже сегодня раздаются многочисленные голоса, призывающие принять новые законы по борьбе с внутренним терроризмом и наделить правительство полномочиями для решения проблем на собственной американской территории, которыми ранее оно обладало исключительно за рубежом. Например, «Программа по экстремизму» Университета Джорджа Вашингтона считает необходимым расширение законодательных актов о терроризме с тем, чтобы ответить на идеологические вызовы со стороны правого лагеря, «обеспечить моральное равенство» между иностранными и отечественными воинствующими экстремистами. Другими словами, приравнять консерваторов-трампистов, сторонников превосходства белой расы, последователей теории заговора QAnon, полагающих, что они сражаются против сатанистов-педофилов, и другие группы к, например, воинствующим исламистам.
Конечно, это не означает, что завтра по сторонникам Трампа в Орегоне будет нанесен удар дроном — война с внутренним терроризмом будет иметь более локальный характер. Однако достаточно вспомнить разоблачения Сноудена, Ассанжа, скандалы с ЦРУ и АНБ, чтобы представить, как подобного рода политика негативно скажется на гражданских свободах миллионов американцев. Напряженные усилия демократов по поиску внутренних врагов могут сыграть с ними злую шутку: Бен Ладен и другие экстремисты стали олицетворять «истинный ислам» в сознании многих мусульман после 11 сентября и вторжения американской коалиции в Афганистан, ровно так же «подлинный консерватизм» способен стать внутри самих США олицетворением самого яростного сопротивления либеральным элитам и правительству.
Беглый взгляд на недавнюю историю США показывает, что от взятых на себя обязательств в военной сфере и безопасности трудно отказаться. Обремененные ответственностью за предотвращение неизбежного «следующего нападения», политики и сотрудники спецслужб поддержат любые меры, которые сочтут необходимыми, даже если они подрывают гражданские свободы и делают привычную городскую жизнь неузнаваемой. В этом смысле оккупация округа Колумбия напоминает о многих стратегических и моральных ошибках последних двух десятилетий американской «войны с терроризмом». Вместо того чтобы извлекать уроки из этого опыта и работать над невоенными решениями проблем безопасности, политический истеблишмент, похоже, готов начать новую войну — на этот раз с внутренними политическими экстремистами или с теми, кого в них запишут.
Инаугурация старейшего в истории США президента в столице, наводненной людьми в военной форме, напоминает американскую классику из эпопеи «Звездных войн»: торжествующая геронтократия принимает конституционную присягу перед небольшой армией, чью благонадежность посчитали вполне достаточной. День вступления Байдена в должность президента не станет прорывом Америки в сторону вожделенных свободы и демократии, потому что наследие неудавшейся «войны с терроризмом» будет преследовать эту страну еще невообразимо долго.
Ранее опубликовано на: https://eadaily.com/ru/news/2021/01/24/nacionalnyy-pozor-ssha-terpet-i-prazdnovat