Мэр пал, да здравствует мэр: кто будет править «Автоградом»?
В минувший четверг стало известно о том, что Сергей Анташев уходит с поста мэра Тольятти. Согласно официальной версии, озвученной пресс-службой правительства Самарской области, Анташев решил покинуть должность главы «Автограда» по причине неоднократных жалоб со стороны местного населения и множества претензий от лица регионального руководства. Тольяттинского градоначальника обвинили в срыве реализации нацпроектов, одновременно отметив низкое качество решения им задач в области экологии, ЖКХ и дорожного строительства.
Однако публичная позиция регионального руководства вызвала немало вопросов у местных журналистов. Почему Анташев был вынужден уйти в отставку, а глава Новокуйбышевска Сергей Марков (к которому также было предъявлено немало претензий) сохранил свой пост? Насколько обоснованной была критика в адрес бывшего мэра с учетом того, что Тольятти остается моногородом, и его благополучие определяет скорее позиция руководства АвтоВАЗа и «Ростеха»? Создаст ли уход Анташева «окно возможностей» для местного отделения КПРФ? И не обусловлена ли отставка градоначальника лишь частью еще более масштабных перестановок на региональном уровне?
В перипетиях тольяттинской ситуации попробовал разобраться политолог, эксперт Центра ПРИСП Николай Пономарев.
Ритуальная отставка
Отставка Анташева должна рассматриваться лишь в контексте общей картины взаимодействия между региональным руководством и главами муниципальных образований Самарской области. Бывший мэр Тольятти – далеко не первый руководитель муниципалитета, лишившийся своего поста по причине неудовольствия со стороны Дмитрия Азарова. Немногим ранее свои кабинеты были вынуждены покинуть главы Пестравского, Большеглушицкого и Большечерниговского районов. На этом фоне отставка Анташева представляется лишь частью кампании по переформатированию корпуса муниципальных глав в соответствии с целями и управленческим стилем нового главы региона.
Дмитрий Азаров стал губернатором Самарской области в 2018 г., сменив на этом посту своего давнего оппонента Николая Меркушкина. И это само по себе превращало масштабные кадровые перестановки на уровне муниципальных глав в вопрос времени.
Нынешний глава региона ранее возглавлял Всероссийский совет местного самоуправления и руководил в верхней палате парламента комитета по федеративному устройству, региональной политике, вопросам местного самоуправления и делам Севера. Именно Дмитрий Азаров являлся (по крайней мере, формально) одним из инициаторов внедрения таких институтов, как муниципальный фильтр и сити-менеджмента. Что достаточно наглядно характеризует его представления о системе организации политической власти на уровне региона.
Вполне очевидно, что проблемы жителей Тольятти стали скорее формальным поводом для отставки Анташева, а публичная критика в его адрес со стороны губернатора носила скорее ритуальный характер.
«Во всем виноват Чубайс… то есть Анташев»
«Автоград» действительно переживает не лучшие времена, однако ситуация в Тольятти вряд ли бы изменилась в лучшую сторону даже в случае, если бы Сергей Анташев внезапно стал гением менеджмента. Тольятти остается моногородом со всеми вытекающими из этого негативными последствиями. Собственники АвтоВАЗа оптимизируют производство и сокращают персонал, одновременно отказываясь от социальных обязательств перед местным населением. Городская администрация с трудом справляется с выполнением возложенных на нее обязательств, и во многом лишь за счет увеличения кредитного бремени.
В лучшие годы на АвтоВАЗе работали 105 тыс. сотрудников (без учета персонала предприятий-спутников). Именно его конвейеры обеспечивали заработок львиную долю жителей. Помимо того, предприятие содержало широкую сеть социальной инфраструктуры, которая не только обслуживала граждан, но и позволяла создавать новые рабочие места. Однако с 2009 г. численность сотрудников предприятия последовательно сокращается. К началу 2020 г. она составляла 35 тыс. человек. Масштабное сокращение численности рабочих АвтоВАЗа нанесло более чем ощутимый ущерб городскому бюджету: около 60% его доходов обеспечиваются поступлениями НДФЛ.
Передача в 2009 – 2011 гг. на баланс местной администрации социальной инфраструктуры АвтоВАЗа едва не обрушила городскую экономику. Их обслуживание предполагало увеличение расходной части бюджета Тольятти сразу на 1,7 млрд. рублей. Спасти ситуацию удалось лишь за счет вмешательства из Москвы: федеральный центр предоставил властям Самарской области дополнительные субсидии и кредиты. И даже несмотря на это финансирование унаследованных городом от АвтоВАЗа социальных объектов в 2010 – 2011 гг. сначала полностью, а затем частично пришлось взять на себя федеральному руководству. Это помогло сгладить шоковый эффект для локальной экономики, но не решило главной проблемы: для все более скудеющего бюджета Тольятти даже частичное обслуживание приобретенной социальной инфраструктуры превратилось в непосильную ношу.
Выполнять новые обязательства удается лишь за счет привлечения займов. К концу мая 2020 г. кредитный портфель Тольятти составлял уже около 6,6 млрд. рублей. Для сравнения, в проекте городского бюджета на 2021 г. собственные доходы муниципалитета были определены на уровне 7,1 млрд.
И без того тяжелое положение городской экономики усугубили последствия «коронакризиса». В первой половине 2020 г. индекс промышленного производства в Тольятти сократился на 15,5% по сравнению с аналогичным периодом предшествующего года. Производство легковых автомобилей упало на 34,2%, комплектующих и принадлежностей для автотранспортных средств снизился – на 38,7%. Официальный уровень безработицы в городе за январь – июнь 2020 г. вырос в 4,9 раза, что в том числе отразилось на поступлении налоговых отчислений. Местная администрация предварительно оценивала масштабы сокращения рабочих мест в Тольятти по итогам года в пределах 10 – 15% от общей численности занятых. Сопутствующее сокращение зарплат прогнозировалось на уровне 20 – 40%.
Положить конец деградации «Автограда» могут лишь масштабные преобразования, как минимум, на региональном и межрегиональном уровнях. Мэр в данном случае выступает в качестве фигуры, способной лишь замедлить эрозию экономики и социальной сферы. В его распоряжении в принципе отсутствуют ресурсы, необходимые для обеспечения радикальных перемен к лучшему. Добиться смены трендов в развитии города можно лишь путем создания комплексной программы привлечения инвесторов хотя бы на региональном уровне, взяв в качестве образца модели Белгородской или Ульяновской областей.
«Монтеры! Вот вам выжженная страна. У вас в сумке два гвоздя и камень. Имея это, воздвигнете город!» - этими словами можно было бы описать положение как самого Сергея Анташева, так и многих его предшественников.
…В ловких и натруженных руках
В местных СМИ и новостных пабликах отставка мэра положила начало бурной дискуссии о том, каким образом местное отделение КПРФ (контролирующее почти половину мест в городской думе) воспользуется открывшимися перед ним возможностями в плане назначения нового градоначальника.
Активные участники споров о будущем местных коммунистов исходят из того, что в Тольятти существуют жизнеспособные отделения федеральных партий, координирующие свои действия с региональными и федеральными структурами и спаянные воедино жесткой дисциплиной. И это является большой ошибкой.
Реальными игроками на поле местной политики являются АвтоВАЗ, «Ростех» и 3 – 4 неформальных группы интересов, руководимые авторитетными предпринимателями, чей бизнес в отдельных аспектах не вполне легален. Каждая из этих групп интересов представлена в рамках сразу нескольких партий: лидер «клана» может занимать высокую должность среди единороссов, в то время как его сын будет представляться семейный бизнес, например, в качестве депутата от КПРФ или ЛДПР.
В данном случае необходимо сделать ремарку: с 2006 г. АвтоВАЗ традиционно ассоциировался с корпорацией «Ростех», однако было бы ошибкой считать, что эти два понятия тождествены. Тольяттинским автозаводом владеет совместное предприятие Alliance Rostec Auto B.V. Его доля в капитале Автоваза за последние годы была увеличена до 100%. Французский концерн Renault владеет 67,61% акций, корпорация Сергея Чемезова - 32,39%. При этом представители «Ростеха» уже заявили о намерении снизить свою долю в компании до 25% после ее перехода из нидерландской юрисдикции в российскую (процесс должен завершиться в первой половине 2021 г.). Сокращение присутствия корпорации обусловлено объективными факторами. За период 2012 – 2020 гг. «АвтоВАЗ» лишь дважды завершал год с отчетами о прибыли по российским стандартам бухгалтерского учета. Чистый убыток АвтоВАЗа в 2020 году по международным стандартам финансовой отчетности составил 196 млн. евро. На начало 2021 г. предприятие имело задолженность перед «Ростехом» в размере 20 млрд. рублей. При этом у Сергея Чемезова в прошлом неоднократно возникали претензии к кадровой политике иностранных партнеров. Это наиболее ярко отразилось в оценках работы бывшего гендиректора АвтоВАЗа Бу Андерсона. Хотя «Ростех» и продолжает оказывать значимое влияние на работу предприятия, ВАЗ все же сохраняет статус самостоятельного игрока (что отмечает большинство региональных экспертов).
Вопрос о выборах нового мэра будет согласовываться не с главами местных партийных отделений или лидерами фракций. Представители федеральных игроков будут вести кулуарные переговоры с лидерами групп интересов.
Варягам здесь не место
Местные группы элит в Тольятти традиционно обладают аномально высокой (по общероссийским стандартам) степенью автономии. В их распоряжении находится широкий арсенал средств влияния на ситуацию в городе и в целом в Самарской области. Они могут не только заблокировать процесс выборов согласованного в Самаре кандидата, но и существенным образом «усложнить жизнь» региональному руководству накануне выборов в Госдуму (хотя бы в порядке «пассивного сопротивления»). Вероятнее всего, в этой ситуации Дмитрий Азаров предпочтет выбрать «кандидата № 1» на пост мэра из числа представителей местного истеблишмента (появление «варяга» в кресле градоначальника приведет скорее к снижению управляемости муниципалитетом). Однако при этом ему придется предварительно согласовать свой выбор с представителями АвтоВАЗа и «Ростеха».
Однако наблюдателям не стоит концентрироваться только на выборе «главного кандидата» на пост мэра. Грядущая борьба за места заместителей нового градоначальника также обещает быть весьма интересной, поскольку проигравшие в битве за продвижения своей креатуры на должность главы Тольятти наверняка постараются минимизировать ущерб. А достичь этого можно будет лишь за счет появления лояльных фигур на первых позициях внутри команды нового мэра.
Ранее опубликовано на: https://expert.ru/2021/02/25/kto-vozglavit-avtograd/