Выборы на Новгородчине: новые правила игры
19 февраля состоялось заседание комитета по законодательству законодательного собрания Новгородской области, участникам которого было предложено рассмотреть инициативы вице-спикера Ольги Борисовой относительно изменения региональной избирательной системы.
Политолог, эксперт Центра ПРИСП Николай Пономарев разбирается в тонкостях «законопроекта Борисовой», негатив от которого будет сглажен позитивными последствиями реформы.
Три кита избирательной реформы
Во-первых, в рамках выборов депутатов областной думы было предложено изменить пропорцию между представителями, избираемыми по партийным спискам и в рамках одномандатных округов. Ранее от исхода голосования по партспискам зависела судьба 16 из 32 мандатов. Законопроект предполагал сокращение «списочной» части депутатов областной думы до 12 человек с сопутствующим увеличением количества «одномандатников» до 20. Эта мера, по замыслу разработчиков, должна способствовать росту личной ответственности депутатов перед их избирателями. Во-вторых, законопроект предусматривал упразднение общеобластных частей партийных списков и их разделение исключительно на партийные группы. Данная мера была призвана исключить возможность использования партиями кандидатов-«паровозов». Последние первоначально обеспечивают своим однопартийцам приобретение желанного мандата за счет собственной узнаваемости, авторитета или харизмы, но после выборов уступают место в областной думе куда менее известным коллегам, которые не могли бы рассчитывать на поддержку со стороны широких слоев избирателей. В-третьих, инициатива Борисовой предусматривала увеличение размеров избирательных фондов. Это предложение было призвано положить конец практике вынужденного финансирования кампаний при помощи различных схем, позволяющих обойти формальные ограничения. Закрепленные в законе нормы предельного размера избирательных фондов давно уже утратили актуальность в силу множества причин, наиболее очевидной из которых является рост цен. В результате кандидаты вынуждено становятся перед выбором: либо отказаться от проведения полноценной кампании, либо искать способы обхода строгих ограничений (и тем самым подвергая себя риску лишиться регистрации).
Дискуссия в думе
Большинство депутатов и привлеченных экспертов (включая представителей областного избиркома) положительно оценили законопроект, вынесенный на обсуждение Ольгой Борисовой. Однако было высказано мнение, что соответствующие инициативы могут противоречить нормам федерального законодательства. Эта позиция основывалась на том, что созданные ранее (в 2016 году) одномандатные округа были сформированы на 10 лет. Увеличение числа кандидатов-«одномандатников» потребует изменения их границ. Действующее законодательство предполагает возможность досрочной «перенарезки» границ округов лишь в таких случаях, как сокращение числа депутатов, изменение границ населенных пунктов либо самой избирательной системы. По мнению некоторых участников дискуссии, предложенные преобразования не влекут за собой изменения избирательной системы, и потому изменение границ округов будет противоречить нормам федерального законодательства.
Ответом на эти замечания со стороны скептиков стали отсылки к опыту проектов реформирования избирательного законодательства в других субъектах федерации. Ранее аналогичные поправки уже были внесены в соответствующие нормативно-правовые акты республик Алтай и Марий Эл, а также Хабаровского края. При этом все компетентные органы и представители экспертного сообщества оценили произошедшее именно как изменение избирательной системы. В 2021 году избрание депутатов по новой схеме одномандатных округов, принятой в связи с изменением соотношения «списочников» и «одномандатников», запланировано в Мурманской области и Приморском крае.
Результат и перспективы
Итоги дискуссии были фактически подведены 24 февраля, в ходе голосования в областном заксобрании. Большинство депутатов поддержали принятие вынесенных на обсуждение поправок. Не все участники обсуждения «законопроекта Борисовой» останутся довольны этим решением. Однако сопутствующий негатив будет сглажен позитивными последствиями реформы, направленной в равной степени на обеспечение интересов рядовых избирателей и кандидатов, рассчитывающих одержать победу за счет собственного авторитета и навыков.
В конечном счете, в выигрыше останутся и партийные организации: в отсутствие кандидатов-«паровозов» они будут вынуждены активизировать свою работу на местах, что в перспективе обернется для них лишь ростом политических дивидендов.