Партийная система в России: надежда на изменения или продолжение застоя?
Руководитель Центра урегулирования социальных конфликтов, эксперт Центра ПРИСП, председатель Коллегии медиаторов при Торгово-промышленной палате Московской области Олег Иванов своими рассуждениями о «скрытом кризисе», и о том, кто уйдет, а кто останется, продолжает тему политических системных пробелов.
Руководитель ВЦИОМ Валерий Федоров в своем недавнем интервью отметил «скрытый кризис» нашей партийной системы. Я бы немного уточнил: кризис – это, скорее, политическая нестабильность, хаос. В нашем случае нужно говорить о застое. Есть сверхстабильность, но полностью отсутствует конкуренция между партиями. Это своего рода политическое болото, в котором, безусловно, назрели изменения.
Вообще у парламентаризма есть проблема, которая носит общемировой характер и не зависит от конкретной страны. Так, прогресс ведет к усложнению общественных отношений, соответственно, усложняется и нормотворчество, повышаются требования к квалификации разработчиков нормативных правовых актов. Очевидно, что такие специалисты есть в органах исполнительной власти, но не законодательной. Депутаты – это политики, которые голосуют за законопроект, подготовленный специалистами органов исполнительной власти. В этом смысле исполнительная власть довольно слабо контролируется законодателем.
В России де-факто однопартийная политическая система, это приводит к тому, что у активного, энергичного человека, который хочет сделать политическую карьеру, есть только один путь – в «Единую Россию». По сути, выбора нет: или ты играешь по их правилам, или тебя оттесняют на обочину политической жизни. Да, с одной стороны быть членом «Единой России» выгодно и престижно, но с другой – это чистой воды конъюнктура и отсутствие конкуренции. Как итог – в партии власти люди самых разных политических взглядов – левые, правые, центристы, – эта партия очень неоднородна. По сути, ее объединяет только фигура Владимира Путина. Он – ее основной ресурс, без него «Единая Россия» ничего собой не представляет, это просто партия чиновников. Как пример можно привести выборы в Госдуму в 2016 году: несмотря на значительный антирейтинг «Единой России», люди все равно голосовали за нее, зная, что эта партия реализует решения Путина, он опирается на нее.
Многолетнее отсутствие политической конкуренции приводит к тому, что люди все больше теряют интерес к политике, в том числе разочаровываются в парламенте, и это прямо сказывается на явке на выборы в Госдуму. У граждан к депутатам сложилось довольно негативное отношение, парламентарии подвергаются постоянной критике со стороны общества и СМИ.
Неконкурентная политическая среда усугубляет разрыв между партиями и гражданским обществом. Попытка укрепить эту связь посредством включения в состав «Единой России» общественных активистов – бывших членов Общероссийского народного фронта, – на мой взгляд, успехом не увенчалась. ОНФ создавался как организация, объединяющая широкий спектр институтов гражданского общества, но вместо этого стал некой пристройкой к органам власти, превратился в инструмент политического влияния, не более того.
После эпохи Путина «Единую Россию» ждет, как минимум, полное переформатирование. Полагаю, что в будущем в том или ином виде центристская партия в России все равно останется; имею в виду такую ее модель, когда за экономику и финансы отвечают условные либералы, а за все остальное – условные консерваторы.
Другое дело, что реальную конкуренцию ей должна составить коалиция левых и национал-патриотических сил. Они довольно близки по многим позициям, пользуются значительной поддержкой граждан и могут выступить единым фронтом, основой которого может стать КПРФ. Возможно, они даже договорятся о создании единой партии – в этом случае можно будет говорить о создании в России действительно конкурентной двухпартийной системы. Кроме того, если либеральная оппозиция сможет договориться об объединении (хотя в нынешней ситуации такие перспективы не просматриваются), она тоже будет представлена в Госдуме.
Некоторые партии нынешней системной оппозиции, скорее всего, исчезнут с политической арены. Например, ЛДПР – это партия одного человека, а Жириновскому уже 72 года. После завершения его карьеры партия либо перестанет существовать, либо потеряет значительную часть поддержки избирателей, что не позволит ей пройти в Госдуму. Или «Справедливая Россия» – искусственное образование, дальнейшие политические перспективы которого также весьма сомнительны.
Что касается следующего президента, то теоретически Путин мог бы изменить конфигурацию всей политической системы. Сейчас у «Единой России» конституционное большинство в Госдуме, поэтому никто не мешает президенту внести поправки в Конституцию и ввести для себя возможность бессрочного правления, как Си Цзиньпинь в Китае. Однако я уверен, что делать этого он не будет. Вместо этого он наверняка будет готовить преемника, который бы мог продолжить реализацию его политики. Поскольку президентская должность предполагает значительный опыт государственного управления, при выборе такого человека президент будет руководствоваться, в первую очередь, его профессиональными качествами, а не возрастом. Также вполне возможно, что процесс «передачи власти» не будет гладким, поскольку многие политические тяжеловесы начнут борьбу за эту должность, а в отсутствие Путина возможна реальная конкуренция, и у них будут шансы.
Отмечу, что для выхода из политического застоя необходима воля, в первую очередь, оппозиционных сил. В суперпрезидентской республике, которой является Россия, реальная конкуренция партии власти возможна только в случае объединения оппозиции в соответствии с их политическими взглядами. И если либеральная оппозиция в стране слишком одиозна и малочисленна, то появление единой левой партии (или хотя бы коалиции левых и национал-патриотических сил) в значительной мере обострит политическую конкуренцию в стране.