Бизнес-консультант, эксперт Центра ПРИСП
06.05.2021

Административное наследие СССР

 

Бизнес-консультант, эксперт Центра ПРИСП Максим Шанин продолжает тему оптимизации административно-территориального устройства России.

Итак, видно, что центральные власти уделяют внимание вопросам внутреннего управления страной, включая и оптимальное территориальное устройство. Другое дело, что в основном они упирают на привычные бюрократические подходы, а иные решения, скорее, игнорируют. Но это, в общем-то, обусловлено исходной позицией и уже накопленным опытом. Да и, честно говоря, местное самоуправление должно всё же изначально произрастать снизу, а не насаждаться сверху. К счастью, внутреннее устройство такой большой и разной России представляет собой весьма многогранную проблему, для которой едва ли возможно единственно верное решение. И слава Богу, кстати, а то приводить всё к единому знаменателю у нас тоже любят. Правда, в отдельных заслуживающих внимания вопросах почему-то возникает сбой. Если говорить о нашей нынешней теме, то значительным препятствием на пути совершенствования внутреннего управления РФ выступает фактическое значительное неравноправие её субъектов.

Вот, буквально совсем недавно мы стали свидетелями очередного тому примера. В развитие слов вице-премьера была высказана идея объединения Красноярского края с Хакасией и Тувой. Тут же из Великого Хакасистана раздался грозный окрик: инициатива, мол, оскорбительная и хамская, а республика вам не край какой-нибудь, чтобы абы с кем объединяться. Из Хакасии! Территории, которая, судя по поступающим оттуда сведениям, без поддержки из центра не то что шагу ступить, а, наверное, на месте минуту простоять не сможет, набок завалится. Которая является самопровозглашённой республикой (как раз во время парада суверенитетов), в целом имеет праздничную советскую историю происхождения, и большую часть её входила как раз в Красноярский край. И, полагаю, в центре такое отношение стерпят. Так что не стоит пока ставить крест и на ЕАО. Ибо здесь затрагиваются настоящие скрепы.

Почему я, кстати, так свободно предполагаю возможность различных манипуляций с границами регионов и самим их составом? Ну, во-первых, в этом мне, как выяснилось, вторят высокопоставленные официальные лица. И деятельность в данном направлении ведётся, хоть и не очень быстро: посредством прошедших укрупнений удалось ликвидировать значительную часть наиболее смехотворных «субъектов федерации». Через несколько десятилетий уже никто, наверное, и не вспомнит об их существовании.

А главное - надо бы разобраться в том, откуда вообще проистекают внутренние административные границы регионов РФ и их списочный состав. Недолгие изыскания покажут нам, что это продукция советского волюнтаризма, преимущественно предвоенного периода. Тогда же огромные русские пространства были щедро отписаны некоторым союзным республикам, ставшим потом «независимыми государствами». Слава Богу, в последнее время об этом стали потихоньку вспоминать.

Кстати, у этого административного произвола имеются и вполне конкретные жертвы. В полной мере их последствия ощутила на себе, например, уже упоминавшаяся Курганская область. Все же прекрасно понимают, почему и без того не особенно процветавший регион в постсоветский период вообще провалился на дно. Но правительственные чиновники все эти уже долгие на самом деле десятилетия палец о палец не ударили, чтобы хотя бы попытаться облегчить его участь. Раз уж они не в силах были изменять границы, попробовали бы хоть обеспечить упрощённый режим транзита грузов через вроде бы дружественную соседнюю территорию. Нет, проще оказалось развернуть дополнительное железнодорожное строительство, которое, к слову, само по себе не подняло ни одну из соседних областей.

Стоит, конечно, заметить, что принципиально в советском способе расчерчивания границ нет ничего удивительного. Большинство границ в мире проведены согласно каким-то сиюминутным соображениям. В бывших же колониях это может касаться не только внутренних, но даже и межгосударственных границ. Корректируется всё это потом долго и сложно, вызывая различные конфликты и даже войны. Точно так же рождались и преобразовывались границы в Европе.

Проблема равенства субъектов также в разное время во весь рост стояла или продолжает стоять перед многими федерациями. Даже в Германии, где границы земель нарочно были проведены оккупационными властями так, чтобы как можно больше отличаться от старых немецких, сохранились, например, целых три города со статусом отдельной земли, и есть много региональных особенностей в части полномочий, особенно на юге. Всем хорошо известно из истории, сколь драматично проходило государственное строительство в США. Даже трудно себе представить, каким компотом из исторического и колониального наследия является Индия и как сложно шаг за шагом распутывать многочисленные узлы, оставшиеся от различных эпох.

Но общим у всех этих и других подобных ситуаций является то, что они осознаются в обществе, хотя бы в его части, как проблема, и эта проблема при возможности решается. И только в РФ не только продолжают мириться с системой, искусственно навязанной сверху прежним политическим режимом, но даже все территориальные преобразования планируют проводить строго на основе установленных этим режимом внутренних границ! Словно какая-то невидимая сила заставляет отечественных чиновников всех рангов раз за разом спотыкаться об это нетленное советское наследие! Уже и СССР давно нет, а об его внутреннее административное деление хоть лоб себе разбей. То же самое касается и отношений с «союзными республиками». И никто совершенно не задумывается над тем, какое внутреннее устройство и внешние границы выгодны современной России. А казалось бы - здесь сейчас другая страна, со своими пределами, интересами, представлениями о дальнейшем развитии. Или это только кажется?

Значит, наверное, внутри РФ есть влиятельные силы, которые являются бенефициарами такого словно нарочито изобилующего нелепостями устройства? Пожалуй, да. Всевозможные искусственные национальные образования пережили в советский период неожиданный расцвет за русский счёт. Теперь некоторые из них, что были рангом повыше, покинули нас, унеся с собой русское имущество. Многие другие же, внутри страны, совсем не зря именуются электоральными султанатами. Видимо, этим они и оправдывают своё существование. А платят за весь советский карнавал опять...ну, не будем об этом.

И плевать, что в самих республиках в выигрыше от сложившейся ситуации оказываются только приватизировавшие их за русский счёт этнические кланы. Что пример новых «независимых государств» наглядно демонстрирует, что никто из них не в состоянии построить себе самостоятельное будущее. Что эти кланы разграбят дотла не принадлежащее им наследство, предоставив потомкам разгребать авгиевы конюшни. И сказанное выше в полной мере относится ко всему советскому пространству, а не только к национальным политическим образованиям, порождённым преступной политикой недавнего прошлого.

Здесь, наверное, и кроется секрет противоестественного, на первый взгляд, союза верхних этажей власти против нижнего. Одновременно можно представить себе масштаб проблемы, походя затронутой вице-премьером и в очередной раз привлекшей к себе общественное внимание. И рассчитывать пусть на медленное, но выздоровление.

Данный материал является продолжением публикации "Собрать и разобрать"

 

reforma msu

 
Партнеры
politgen-min-6 Административное наследие СССР
banner-cik-min Административное наследие СССР
banner-rfsv-min Административное наследие СССР
expert-min-2 Административное наследие СССР
partners 6
eac_NW-min Административное наследие СССР
insomar-min-3 Административное наследие СССР
indexlc-logo-min Административное наследие СССР
rapc-banner Административное наследие СССР