Цифра, деньги и выборы
Грядущая уже совсем скоро избирательная кампания будет, наверное, самой «цифровой» за все предшествующие годы. Обсуждая это, эксперты, как правило, делают акцент на диджитал в агитации.
Управляющий партнер Консалтингового бюро Т&М, юрист, эксперт Центра ПРИСП Гарегин Митин отмечает, что «цифра» существует и в форме активов, данные о которых кандидату нужно оформлять очень внимательно.
Цифровизация финансовой сферы неизбежно отражается на смежных отношениях. А, учитывая экономическую полезность и целесообразность первой, законодатель не может ограничиваться как её игнорированием в качестве предмета регулируемых отношений, так и введением только запретов и ограничений. При чем политические отношения требуют от законодателя особой осторожности в виду и публичности таких отношений, и присутствием коррупционных рисков.
Закономерно, что введение в национальную правовую систему понятий цифровых финансовых активов, цифровой валюты, инвестиционных платформ потребовало внесения изменений в антикоррупционное законодательство и в законодательство о выборах. Во-первых, для государственных служащих и иных должностных лиц была установлена обязанность декларирования имеющихся у них цифровых активов и цифровой валюты (ст.ст. 3, 4, 8, 12, 17 Федерального закона «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам»). Эта обязанность потребовала в свою очередь внесения изменений в президентские указы, непосредственно определяющие порядок проверки декларируемых сведений и форму справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.
Причем у обязанных лиц есть время подготовиться: изменения, вносимые Указом Президента России от 10.12.2020 № 778 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» вступают в силу с первого июля. И, видимо, по этой причине остаются пока «нетронутыми» формы справок, утвержденные Указом Президента России от 06.06.2013 г. № 546, так любимые всеми кандидатами на выборах.
Во-вторых, цифровые финансовые активы, выпущенные в информационных системах, организованных в соответствии с иностранным правом, и цифровая валюта законодательно признаны иностранными финансовыми инструментами, что делает их недоступными и для действующих госслужащих и иных должностных лиц и для зарегистрированных кандидатов. Какая сложится практика на этих федеральных выборах пока не понятно. Но мы видим, что государство всерьез взялось за политическую сторону цифровой экономики.
Полагаю, что изменения в законодательство о выборах нас ждут после осенней кампании. Уж точно внесут изменения в вышеупомянутые формы справок, установленные Указом Президента России от 06.06.2013 г. № 546. Возможно дополнится ещё одной графой приложение 1 к Федеральному закону «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», касающейся указания на наличие цифровых активов. Пока кандидаты обязаны указывать только цифровое свидетельство, являющееся ценной бумагой.
Если быть последовательным, то надо формально установить запрет на финансирование избирательных кампаний с использованием цифровой валюты, поскольку она в целом признана иностранным финансовым инструментом, даже несуществующий пока цифровой рубль.
Справедливости ради следует отметить, что само регулирование финансовых отношений на выборах требует изменений сообразно времени. Изменений, связанных с отказом от значительного числа отчетных бумажных документов, включая рудиментарное «документально подтвержденное согласие кандидата или уполномоченного» на выполнение оплачиваемых работ, реализацию товаров, оказание платных услуг, прямо или косвенно связанных с выборами, при наличии заключенного договора. В тоже время нужна четкая отлаженная работа избирательных комиссий и Сбербанка по обработке и проверке финансовой информации, учитывающая различные ситуации, связанные со способами перевода денег.