Китайский синдром
Политолог, публицист, эксперт Центра ПРИСП Алексей Сахнин – о демографической ситуации в Китае и её влиянии на экономику.
Данные очередной переписи населения Китая, опубликованные на прошлой неделе, вызвали оживленное обсуждение в мировой прессе. Сами итоги переписи оказались ожидаемыми: население самой многолюдной страны планеты еще продолжает расти, но темпы этого роста стремительно падают. За десять лет, прошедших с предыдущей переписи, прирост населения в процентном отношении оказался самым маленьким с 1953 г. В 2020 в Поднебесной родилось всего 12 млн детей, в полтора раза меньше чем в 2016, когда власти отменили политику «одна семья – один ребенок». Даже в абсолютном исчислении этот показатель стал антирекордом с 1961 г, когда в стране свирепствовал голод, вызванный политикой «Большого скачка».
Китай форсировано повторяет демографическую траекторию более богатых стран. По мере роста урбанизации, образования и уровня жизни, рождаемость падает. Раньше государственная политика поощряла эту тенденцию, но теперь государство не может ее остановить. Если в 1970-х на каждую китаянку приходилось по 6 детей, то теперь коэффициент фертильности составляет лишь 1,3 и продолжает снижаться. Недоступность жилья и дороговизна образования удерживает женщин от рождения детей более эффективно, чем партийные запреты. В Японии и Корее аналогичная ситуация уже привела к экономической стагнации. В ближайшие годы с трудностями придется столкнуться и Китаю: доля пожилых будет расти, а молодежи снижаться. За ближайшие годы страна потеряет 72 млн пар рабочих рук. Именно демографическая ситуация может сыграть роль «бомбы замедленного действия» для китайской экономики, сказал профессор прикладной экономики Пекинского университета Лян Цзяньчжан NY Times.
Если события будут развиваться по неблагоприятному сценарию, то Китай не успеет обогнать США по размеру номинального ВВП. Но даже если это произойдет, то ненадолго. С 2027 демографы прогнозируют начало сокращения населения в Китае, что наверняка резко остановит экономический рост.
Китайская демографическая бомба пугает своими масштабами и стремительными темпами изменений. Но нечто очень похожее происходит и в развитых странах, в которых показатели рождаемости резко пошли вниз после кризиса 2008 г. Известный американский экономист Адам Туз утверждает, что ключевую роль в этом играют итоги социальной политики последних десятилетий. При длительной стагнации доходов большинства населения, содержание детей (включая образование) и медицина оказались «товарами», цены на которые росли быстрее всего. В условиях неограниченного рынка воспроизводство стало для общества непозволительной роскошью.
Глобальная либеральная экономика оказалась эффективным средством против «мальтузианской ловушки» перенаселения. Но сводя на нет демографический рост, она подрывает саму механику капиталистической экономики. Условием ее качественного прогресса, как выяснилось, служил именно экстенсивный рост. Оставшись без него, она рискует сорваться в штопор.
Ранее опубликовано на: https://www.vedomosti.ru/opinion/articles/2021/05/19/870281-kitaiskaya-demograficheskaya