Исполнительный директор ассоциации НОМ, член ОП РФ
27.05.2021

Независимое наблюдение как форма гражданской позиции

 

Интервью члена Общественной палаты РФ и исполнительного директора Ассоциации НОМ Алены Булгаковой об особенностях общественного наблюдения в регионах России, вовлечении наблюдателей, а также о модернизации «золотого стандарта».

- Алёна Валерьевна, расскажите об особенностях общественного наблюдения в различных регионах страны?

- Общественное наблюдение представляют собой целый комплекс мероприятий, который предполагает участие как общественных наблюдателей, так и сотрудников общественного штаба во время выборного и межвыборного периодов в разных регионах. В этот процесс входит и работа мобильных групп, подразделений общественного штаба. Каждый регион адаптирует под себя универсальные модели, которые разрабатывает Координационный совет по общественному контролю за голосованием при ОП РФ.

Особенности общественного наблюдения заключаются в различных аспектах. Если говорить о подготовке наблюдателей, то сейчас все регионы активно подключаются к этому, уже 3 месяца проводится работа по обучению кандидатов в наблюдатели. Основная задача — с общественными штабами в регионах России подготовить профессиональные кадры для осуществления общественного контроля за выборами в сентябре.

- В анонсе мероприятия в рамках форума ОП РФ «Сообщество» вы упоминаете о необходимости модернизации «золотого стандарта», расскажите детали.

- Мы говорили о модернизации текущих методических материалов, которые имеются у Координационного совета по общественному контролю за голосованием при ОП РФ. Здесь речь не про детали, а про нашу систему и законодательство, они динамичны. И к каждому избирательному циклу вне зависимости от уровня проведения выборов мы подходим с обновленными «правилами».

В этом году возможно изменение в части формата проведения – многодневного голосования. В прошлом году, когда проходила процедура голосования в течение нескольких дней, все-таки была использована форма досрочного голосования. Сейчас, если Центризбирком принимает решение в течение десяти дней с момента назначения кампании о применении многодневного голосования, нужно понимать, что это будет новая система для проведения федеральной кампании.

С конца февраля 2021 года некоторые субъекты ОП РФ применяют эту форму. Например, 16 мая состоялась крайняя кампания в Саратовской области, где на протяжении трех дней избиратели осуществляли свое волеизъявление, а в Смоленской области на довыборах – в течение двух дней. Мы понимаем, что необходимо модернизировать “золотой стандарт” под условия проведения многодневного голосования, если такое решение будет принято Центральной избирательной комиссией РФ.

Касательно других деталей, есть тонкости в проведении, потому что законодательство изменилось. В остальных случаях мы будем опираться на реалии, в которых окажемся после назначения избирательной кампании.

- Оцените сегодняшние возможности гражданского общества в области наблюдения за выборами. Насколько активно население вовлекается в этот процесс? Каким образом граждан привлекают к процессу?

- Я хотела бы начать с того, что граждане не привлекаются, а вовлекаются сами в процесс. Без личной инициативы граждан законодатель не принял бы поправки по изменению избирательного законодательства с конца 2017 года по 2019 год, норму по предоставлению субъектам общественного контроля права направлять наблюдателей.

Сегодня граждане воспринимают институт независимого наблюдения как форму реализации своей активной гражданской позиции. Это важно, потому что институт общественного наблюдения является не аффилированным и не ангажированным, он не преследует политические цели. С одной стороны, это заслуга общественных наблюдателей, с другой стороны – тяжелая ноша, потому что приходится периодически осуществлять наблюдение за партийными наблюдателями и теми, кто преследует интересы какой-либо из сторон процесса.

Могу сказать, что выборы местного уровня в 2021 году проходят в конкурентной среде. Конкуренция присутствует и в том, что все субъекты понимают весь накал и принимают выборы как репетицию для своих наблюдателей перед федеральным избирательным циклом. На всех участках присутствуют  наблюдатели от всех акторов процесса, и не всегда принципы  независимого общественного наблюдения соблюдаются участниками в полной мере. Задача в том, чтобы общественные наблюдатели выступали медиаторами процесса. Это сложно, но специфика системы обучения общественных наблюдателей дает свои плоды, по ней готовят наблюдателей на местных выборах, которые доказывают эффективность наблюдение на избирательных участках. Напомню, что ассоциация «НОМ» совместно с ОП РФ в феврале 2021 года презентовали обучающую программу, по которой включается проведение двухдневных семинаров  для каждого кандидата в наблюдатели.

Ранее опубликовано на: http://www.rapsinews.ru/human_rights_protection_news/20210525/307072977.html

 

nabludateli na vyborah

 
Новое на Prisp.ru
 
Партнеры
politgen-min-6 Независимое наблюдение как форма гражданской позиции
banner-cik-min Независимое наблюдение как форма гражданской позиции
banner-rfsv-min Независимое наблюдение как форма гражданской позиции
expert-min-2 Независимое наблюдение как форма гражданской позиции
partners 6
eac_NW-min Независимое наблюдение как форма гражданской позиции
insomar-min-3 Независимое наблюдение как форма гражданской позиции
indexlc-logo-min Независимое наблюдение как форма гражданской позиции
rapc-banner Независимое наблюдение как форма гражданской позиции