Про подстаканники и кокошники, которые объединяют
Журналист, политолог, эксперт Центра ПРИСП Антон Крылов - про «старомодные» новые символы, способные стать объединяющими.
Иностранные футбольные болельщики украли из поездов РЖД подстаканники и пододеяльники с простынями на общую сумму в миллион рублей. Железнодорожники отнеслись к этому факту неожиданно философски:
«Здесь во многом, скажем так, по белью, которое выдавалась бесплатно в рамках бесплатной перевозки, забиралось – это мы воспринимали как некую ментальность того, что люди считают, что это если выдано в составе поездки, то это им и принадлежит. Мы не исходили ни из каких других соображений», – несколько путано заявил начальник департамента управления бизнес-блоком «Пассажирские перевозки» РЖД Павел Бурцев.
Отметим, что логика железнодорожника несколько комплиментарна для болельщиков: в гостиницах людям тоже выдают белье и посуду, однако уносить их с собой – это воровство. Конечно, можно вспомнить одноразовые тапочки и пластиковые стаканы, но все-таки полноценное постельное белье и металлические подстаканники очень сложно принять за что-то одноразовое.
Впрочем, хочет РЖД простить мелких воришек – пусть прощает. Тем более что подстаканник – это и впрямь редкость для любого иностранного туриста, из какой бы страны он не приехал: там они давно ушли в историю.
В России в повседневном обиходе подстаканники тоже встречаются немногим чаще чапельников, основным «заповедником» их обитания являются поезда. И дело тут не только в консерватизме железнодорожников, которые только с 1 августа 2018 года собираются признать существование в России часовых поясов – по сей день поезда по всей стране, включая остров Сахалин, ходят по московскому времени.
Металлический подстаканник устойчивее и меньше скользит, чем стеклянный стакан или чашка, поэтому облиться в пути гораздо сложнее.
Но в эпоху глобализма, когда по всему миру работают одинаковые рестораны быстрого питания, а в одинаковых торговых центрах что в российской, что в бразильской, что в австралийской глубинке открыты магазины одних и тех же глобальных торговых марок, любая интересная локальная деталь способна стать предметом самого пристального туристического интереса.
Российские железные дороги сами по себе являются туристической достопримечательностью. В Европе с ее небольшими расстояниями и практически исчезнувшими ночными поездами такого нет. В США железные дороги – дорогой и не самый комфортный способ передвижения. Индийские железные дороги – достаточно экстремальный аттракцион для смелых телом и духом.
И только в России, ну и пока еще на Украине железная дорога – это и достаточно удобный способ передвижения, и возможность сэкономить на гостинице. И зримым символом железнодорожного путешествия является подстаканник.
Отметим, что в американской популярной культуре использование подстаканника – это символ или старомодности, или России. Им пользовался двухсотлетний человек из сериала «Вечность», его предложили президенту Андервуду во время визита в Москву в «Карточном домике», в стаканы с подстаканниками наливают холодный (!) чай герои сериала «Американцы» – агенты КГБ.
Так что ничего удивительного в том, что подстаканники из бесплатных поездов сменили хозяев. Соблазн увести с собой частичку «настоящей России» был слишком велик.
Вторым популярным туристическим сувениром стал кокошник. Причем не только для иностранцев, но и для русских людей, казалось бы, давно позабывших об этом историческом женском головном уборе. В «Фейсбуке» многие актуальные модницы интересовались друг у друга, где можно купить кокошник, и обсуждали, как они будут носить его и после завершения чемпионата мира.
И это, разумеется, прекрасно. Потому что в «кокошникомании», в отличие от украинского «культа вышиванки», нет никакой истерической надрывности и противопоставления себя любому другому народу. Тему «победобесия» в России можно считать окончательно закрытой после того, как в ходе празднований по итогам матчей чемпионата мира ни один человек в нашей стране не пострадал, а Франции победа в финале обошлась в двоих убитых.
Но России по-прежнему не хватает объединяющих символов, и недавняя годовщина расстрела царской семьи это очень явно показала.
Многие кажущиеся приличными люди на голубом глазу оправдывали бойню в Ипатьевском доме какими-то «историческими грехами», «социальной ситуацией» и прочим злобным бредом. Какое отношение доктор Боткин имеет к грехам Елизаветы Петровны, отправившей в тюрьму младенца Иоанна Антоновича?
Поэтому исторические личности на символ объединения не подходят. Фраза «русский – это тот, кто чтит память Государя Николая Александровича» может встретиться разве что в фантастическом романе.
Ленина, Сталина и прочих деятелей советской эпохи лучше даже не вспоминать – начнется буря. Вглубь истории ситуация ничуть не лучше. И к Петру Великому, и Ивану Грозному у значительной части наших сограждан есть серьезные претензии.
А вот фраза «русский – это тот, чья жена или дочь носит кокошник, а чай они пьют из стаканов с подстаканниками» – смотрится куда более мирно и уютно.
Да, пока что подстаканники есть далеко не у всех, да и кокошники только-только заявили о себе.
Но у этих бытовых предметов есть серьезный шанс сделать то, чего не могут сделать исторические личности – наконец-то хоть как-то объединить людей в нашей стране. А договорившись о предметах, там, глядишь, и по поводу личностей придем если не к консенсусу, то хотя бы к пониманию точки зрения оппонентов. За такое и миллиона украденных подстаканников не жалко.
Оригинал статьи на https://vz.ru/opinions/2018/7/20/933488.html