Рейтинги стабилизировались в ожидании слова Президента
Руководитель Центра урегулирования социальных конфликтов, председатель Коллегии медиаторов при Торгово-промышленной палате Московской области, эксперт Центра ПРИСП Олег Иванов – о том, чего ждать от единого дня голосования и повлияет ли на его итоги выступление президента по пенсионной реформе.
После резкого снижения рейтингов властей в последние несколько месяцев, социологические исследования (ВЦИОМ, ФОМ) показывают относительную стабилизацию уровня доверия к ним со стороны населения. Чем это обусловлено?
Полагаю, есть несколько причин. Во-первых, в конце августа – начале сентября интерес населения к политической повестке дня традиционно падает: людей больше волнует окончание сезона отпусков, начало учебного года и подготовка к нему.
Во-вторых, 21 августа в Госдуме состоялись парламентские слушания, посвященные пенсионной реформе. Там в очередной раз было сделано заявление, что концептуально вопрос еще не решен, а также предложен ряд поправок к законопроекту, принятому в первом чтении.
Ну и самое главное: люди ждут окончательного решения президента по этому вопросу. С очень большой долей вероятности можно предположить, что такое решение уже принято, и речь идет лишь о том, насколько закон при принятии будет смягчен по сравнению с первоначальным вариантом. И уже после публичного выступления президента, которое расставит все точки над i, станет понятно, насколько властям удалось снизить репутационный урон: от этого во многом будет зависеть, продолжат ли их рейтинги падение или начнут понемногу выравниваться.
Президент заявил, что 29 августа выступит с заявлением по вопросу пенсионной реформы, в котором детально сформулирует свое отношение к ней. Он также отметил, что острые дискуссии в обществе были ожидаемы, тема крайне чувствительна, но правительство руководствовалось жесткими расчетами. Полагаю, что Путин объявит о том, что дал поручение правительству смягчить параметры пенсионной реформы. Возможно, будут снижен возрастной порог для выхода женщин на пенсию – до 60 лет вместо предлагаемых сейчас 63, увеличен переходный период для вступления закона в полную силу, а также сохранены льготы пенсионерам в пределах прежних возрастных границ.
Также важной точкой отсчета, которая может стать основанием для пересмотра властями пенсионной реформы, может стать единый день голосования 9 сентября. Так, если итоги выборов по регионам окажутся для «Единой России» ниже прогнозируемых (вплоть до возможного поражения в «красных» регионах), то станет очевидно, что властям нужно принимать срочные меры. Возможно, придется «отыгрывать» реформу назад, менять состав правительства, находить «козлов отпущения». Если же итоги голосования будут для федерального центра приемлемыми, то, скорее всего, все останется как есть.
К сожалению, власти все чаще действуют по принципу «проси больше, получишь сколько надо». В том смысле, что сначала заявляется о неких радикальных мерах или реформах, которые вызывают огромный резонанс, а потом якобы под общественным давлением немного «ослабляются вожжи», и люди довольны уже тем, что не был реализован первоначальный вариант. Это напоминает анекдот про несчастного еврея, ютящегося с большой семьей в маленьком доме, которому раввин посоветовал купить козу, а через неделю ее продать. И через неделю еврей стал счастлив и на жизнь больше не жаловался. Так происходит и с пенсионной реформой, так было, например, с реновацией, когда голосование, различные экспертизы и общественные обсуждения стали проводиться уже после того, как народ «встал на дыбы».
Однако такие «маневры» властей приводят к тому, что в обществе накапливается социальная напряженность, которая не имеет выхода. Оппозиции в нормальном смысле этого слова у нас, по сути, нет. Имеющиеся партии, вне зависимости от заявляемого политического спектра, интересы общества не представляют, люди им не доверяют, что и отражают различные политические рейтинги. В итоге общественное недовольство «варится в котле», не находит выхода, и как это все закончится, прогнозировать трудно. К сожалению, история знает примеры, когда такой «пар выпускался» через появление радикальных организаций экстремистского толка. Так, в XIX веке это были народовольцы, в начале ХХ – социал-демократы, эсеры, в 90-ые годы прошлого века – баркашовцы, в нулевые – нацболы и «Другая Россия». При этом усиление борьбы с экстремизмом – ложный путь решения проблемы. Эффективнее бороться с источником недуга, а не с его последствиями, а источник как раз в том, что отсутствуют не показные, а реально работающие каналы коммуникации между властью и обществом.
Возвращаясь к оппозиции: даже несмотря на ее выступление «единым фронтом» против пенсионной реформы, рейтинги КПРФ, ЛДПР и «Справедливой России» выросли довольно незначительно. Это говорит о том, что в обществе есть запрос на новые лица в политике и новые партии. Поэтому полагаю, что на выборах 9 сентября будет зафиксирована очень низкая явка, а властям следует серьезно задуматься о том, как повысить легитимность политической и избирательной системы страны.
Выборы 9 сентября важны еще и с той точки зрения, что любые социологические исследования имеют довольно серьезные погрешности и могут не отражать в полной мере действительное отношение общества к власти и проводимым ею реформам. Тогда как результаты выборов, хоть и регионального уровня, – совсем другое дело: это объективные данные, которые позволят понять, в какой мере власти продолжают пользоваться поддержкой населения и есть ли тенденция к улучшению, или, напротив, ухудшению общественно-политической ситуации. Исходя из таких данных, федеральный центр может и должен скорректировать свою социальную политику.