Журналист, эксперт Центра ПРИСП
21.02.2022

Голос дипломатии при грохоте пушек

 

Журналист, эксперт Центра ПРИСП Петр Скоробогатый и автор expert.ru Александр Смирнов – о том, кто побеждает в игре мускулами и почему сделка по Украине в формате «Минска-3» реальна впервые за семь лет.

В мире постправды нет устоявшихся паттернов, только сиюминутные эмоции и новостные огрызки, живущие в общественном сознании максимум день, а чаще несколько часов. События прессуются, а рефлексия уходит на уровень специально обученных экспертов в примитивных медийных форматах. В условиях монополизации СМИ нет места искусной пропаганде, говорят специалисты, — просто вал информации, от балды нарисованные карты и поток противоречивых заявлений. Нынешняя антироссийская военная истерия по сути ничем не отличается от информационных кампаний со всемогущим «Новичком», кибервмешательством в западные выборы или кризисом со спортивным допингом — «хайли лайкли», не рефлексируй — распространяй.

В конечном счете правильные установки разворачивают общественное мнение что на Западе, что в России или Украине буквально за пару недель. И достигнутому внезапно компромиссу Джо Байдена с Владимиром Путиным мир будет тут же рукоплескать, забыв о запасах гречки в укрепленном на случай ядерной войны бункере. Но пока идет торг, участники и зрители с пеной у рта отстаивают ценность каждого аргумента и ненавидят алчного визави.

Мировая дипломатия все очевиднее опускается на уровень сельского базара. Официальные лица допускают обесцененную лексику, чтобы максимально просто объяснить обывателю, что он должен думать. А игры мускулами остаются допустимым элементом игры и просто фоном для большого разговора. Проигрывает тот, кому больше некуда отступать, — но цену сбрасывают обе стороны торга.

Внешний контур переговоров

Для удобства мы предлагаем анализировать ситуацию по двум контурам. Внешний и глобальный подразумевает широкое обсуждение вопросов стратегической безопасности в мире и формирование нового миропорядка. Узкий связан с проблемой разрешения украинской проблематики во всем ее многообразии. Оба контура взаимоувязаны и находятся в фокусе торга России и Запада.

Главное, четко зафиксировать: никто не планирует бить горшки и громить лавку, потому что уйти с дипломатического рынка без финальной сделки просто невозможно. Это не только вопрос личных карьер, но и задача найти приемлемый вариант сосуществования на годы вперед. Ведь вокруг немало столь же амбициозных, богатых и активных торговцев, претендующих на сферу влияния спорщиков.

Уйдем от аллегорий к анализу. Краеугольным камнем в основании нынешнего цивилизационного кризиса является понимание причин, по которым Россия и Запад перешли к обсуждению принципиальных, фундаментальных противоречий. Причем, в то время как США важно продлить устраивающий их статус-кво в американоцентричном миропорядке, Россия форсирует переговоры, выставляя жесткие условия.

Ответ Москвы на ответ НАТО и Соединенных Штатов подтверждает незыблемость базовых требований: пакетное обсуждение контуров стратегической безопасности в Европе, откат НАТО на позиции 1997 года и отказ от расширения на восток, отзыв «бухарестской формулы» о возможности вступления Украины и Грузии в Североатлантический альянс, никаких баз на территории бывших советских республик и ядерного оружия в Евразии. Россия не будет обсуждать частичные уступки и не позволит увести разговор на частную проблематику.

Жесткая позиция Москвы стала реальным аргументом именно в конкретном историческом окне возможностей. Задача обезопасить западный фасад обороны перед российским руководством стояла с 2014 года и только интенсифицировалась после провалившейся, но все-таки начавшейся белорусской революции. Потеря белорусского плацдарма вкупе с украинской прорехой в обороне очевидно неприемлема. Подчеркнем, что территориальный контроль в эпоху гибридных войн не компенсируется никакими ядерными средствами сдерживания — и конфликт в Донбассе ежедневно указывает на этот факт.

При институционально слабом президенте Дональде Трампе в Белом доме вести переговоры было невозможно. Другое дело его сменщик, Джо Байден, уязвимый в политической перспективе, но получивший контроль над аппаратом. Ему нужны и важны большие внешнеполитические сделки для усиления внутриполитических позиций, в них есть интерес и демократических, и республиканских боссов. Кроме того, Байден, возможно, один из последних политиков старой формации во главе американской империи, который знает правила больших геополитических сражений и не будет импульсивно переходить красные линии глобальной безопасности.

В то же время именно Джо Байден, подбив результаты разрушителя американских обязательств Дональда Трампа, окончательно обозначил переход США к цивилизационному противостоянию с Китаем. Эта конкурентная война за мировое лидерство становится центральной на ближайшие десятилетия. Пока же идет смотр ресурсов и союзников, сбрасывается балласт в неприоритетных регионах, определяется ландшафт грядущих сражений. Формируется не только экономическое, военное и политическое пространство коалиций, но и ведутся переговоры о невмешательстве ведущих мировых игроков. Сильнейшая ядерная держава — Россия — первая на очереди такого торга.

Женевская пристрелка летом 2021 года на встрече Байдена и Путина, возможно, создала иллюзию бесконфликтного перехода к состоянию нейтралитета Москвы по бросовым ценам. Заморозка новых санкционных пакетов, «добро» на работу «Северного потока» и снижение конфликтной риторики — что еще нужно стране со слабой экономикой, с горячими точками по периметру, накануне важнейшего транзита верховной власти?

Но Путин сыграл на опережение, предложив максимально высокую цену торга, в которой зашит реванш за поражение в холодной войне и в Украине. Присовокупив к дипломатическому пакету еще один аргумент, в котором Россия также сохраняет мировое лидерство, — силовой. Речь в первую очередь идет о ядерном стратегическом вооружении нового поколения, и здесь мы временно опережаем наших оппонентов. Впервые за долгое время подорвана американская концепция быстрого обезоруживающего удара, которая подразумевает внезапную атаку на российскую инфраструктуру ядерного сдерживания и невозможность адекватного ответа на агрессию противника.

Когда осенью Владимир Путин обозначил задачу поддерживать постоянное «напряжение» на Западе, «чтобы это состояние сохранялось у них как можно дольше, чтобы им в голову не пришло устроить на наших западных рубежах какой-нибудь ненужный нам конфликт», в этой силовой стратегии, в постоянных военных маневрах на суше и море, в применении гиперзвука в Сирии и во внезапных, но плановых учениях сил стратегического сдерживания зашиты еще несколько важных сигналов.

Конечно, соблазн Запада перевести большую военную игру в реальный локальный гибридный конфликт в Донбассе велик, и такие инициативы мы наблюдаем сегодня. В то же время российскому руководству важно показать решимость использовать все доступные военно-технические меры для защиты стратегических рубежей обороны — а на Западе еще сохраняются подозрения, что Москва блефует.

Надо учесть, что за последние десятилетия, в представлении мировых игроков, снизилась ценность самого аргумента о ядерном паритете. Если ядерная война априори неприемлема, то козырь лидерства в военном потенциале теряет убедительность. Вербальные заявления Путина не подействовали, а ведь мы помним его отношение к возможному ядерному ответу на попытку уничтожить Россию: «Да, для человечества это будет глобальная катастрофа. Но я все-таки, как гражданин России и глава российского государства, хочу задаться вопросом: а зачем нам такой мир, если там не будет России?»

Что мы имеем по итогам первого этапа агрессивных переговоров? По внешнему контуру уже есть осязаемый результат. Запад готов обсуждать пока локальные вопросы стратегической безопасности: наладить механизмы прямых военных контактов, возобновить переговоры об ограничении обычных и ядерных вооружений, ограничить часть разворачиваемой ракетной инфраструктуры и масштабы учений. Дальнейшая эскалация, по сути, зафиксировала и неготовность НАТО двигаться на восток, разворачивая военные базы в Украине.

Но этого не просто недостаточно. С точки зрения современной политики, учитывая разрушение архитектуры мирового права, обязательств, договоренностей, бесконечного лицемерия и конъюнктурных несдержанных обещаний, устные реляции не стоят ни гроша. И дело уже не только в пресловутом кейсе о нерасширении НАТО на восток после развала Союза, которое не было зафиксировано на бумаге. Множество свежих кейсов девальвируют формат малых уступок и обесценивают теплые рукопожатия западных лидеров: Соглашение о ядерной программе Ирана, предательство Хосни Мубарака, посиделки с уничтоженным впоследствии Муаммаром Каддафи в его знаменитом шатре, обязательства перед афганскими союзниками.

Стоит ли удивляться, что Россия на каждом шагу требует письменного заверения позиций переговорщиков? В торге со скользким партнером только так.

Пролог к «Минску-3»

Если торговля по внешнему контуру будет идти очень долго, вероятно годами, то украинский вопрос имеет потенциал к разрешению уже в самое ближайшее время. Неожиданный вывод, если учесть замороженный вот уже семь лет кровавый позиционный кризис в Донбассе и нулевое продвижение по Минским договоренностям.

Однако складывается ситуация, когда сделка по Украине нужна именно сейчас и практически всем игрокам — России, Европе и, наконец, Соединенным Штатам. За исключением, правда, самой Украины. Для этого нужно решить задачу в несколько этапов. Во-первых, и это главное, необходимо оказать давление на Киев, чтобы заставить его быстро и решительно провести все необходимые процедуры.

Задача нетривиальная, и речь едва ли не в последнюю очередь идет о бунте вполне контролируемых украинским государством активистах неонацистского толка. Все существование нынешнего украинского режима, в самом широком представительстве — от президента и финансово-промышленных элит до военных, гражданских и политиков, базируется на принципе «ни мира, ни войны». Постоянно тлеющий конфликт позволяет зарабатывать сверхприбыли и политические очки. А его разрешение заставит электорат выставить дополнительные требования к качеству госуправления.

Задача вторая — найти приемлемые для всех условия сделки. Дело не в том, что ряд положений Минских соглашений в обозначенном порядке кажется трудно исполнимым. Просто сама договоренность обвешана таким слоем пропаганды и общественной ненависти к, по сути, акту украинской капитуляции, что прагматичнее было бы предложить Киеву новую сделку, условный «Минск-3», который будет базироваться на прежних условиях, но лишится пораженческой репутации.

Но есть иной вариант перехода к новым переговорам. Достаточно вспомнить события между «Минском-1» и «Минском-2», когда принуждать к миру Петра Порошенко пришлось громкими победами ополченцев на фронте и дебальцевским котлом. Можно предположить, что нынешнее военное обострение в Донбассе демонстрирует украинскому руководству наличие и такого сценария, на случай если дипломатические методы будут исчерпаны.

Наконец, всем участникам сделки важно не потерять лицо в ситуации, когда сам переход к переговорам, минуя оговоренные параметры второго «Минска» и расширяя европейскую четверку за счет заокеанского партнера, будет означать значительную уступку без предварительных условий. А значит, такие условия можно сконструировать, создать сценарий серьезного дипломатического прорыва за пять минут до фатального «конца света». И тогда «украинская жертва» не покажется наблюдателям столь важным козырем.

Позиции сторон

К новому этапу разрешения украинского кризиса готовы в Москве, несмотря на то что Запад очевидно стремится сместить акценты переговоров от внешнего контура на локальный украинский. Путин это понимает, но готов встроиться в контекст. Мы слышим, что Украина не готова к вступлению в НАТО. «И тут же говорят, что ее завтра не примут. А примут тогда, когда ее подготовят к этому? Для нас это может быть уже поздно. Поэтому мы хотим решить этот вопрос прямо сейчас», — заявил президент.

История с признанием ЛДНР пока что продолжает линию давления на разрешение украинского кризиса в рамках искомой модели: особый статус республик в границах Украины для недопущения ухода соседней страны на Запад. На обращение Госдумы президент ответил, что депутаты тонко чувствуют избирателей, которые сочувствуют жителям Донбасса: «Мы должны сделать все для решения проблем Донбасса, но прежде всего исходя из не до конца реализованных возможностей по исполнению Минских соглашений».

Признание ЛДНР — это не козырь, но весомый аргумент в палитре возможностей Москвы. Такое решение, предельно дорогостоящее и в экономическом, и в дипломатическом смысле, все же сохранит базовый сценарий нерасширения НАТО на восток, ведь сама Украина не согласится распрощаться с этими территориями, военный конфликт сохранится, что противоречит положениям о вступлении в Альянс. Кроме того, республики могут потребовать территории в областных границах, которые сейчас контролируются украинской властью.

Готовы к переговорам по Украине и Соединенные Штаты, хотя, казалось бы, все их инициативы последнего месяца направлены на разжигание конфликта в Донбассе. Но если очистить факты от информационной мишуры, получится, что Вашингтон не только не оказывает поддержку киевским властям, но серьезно на них давит.

Постоянные предупреждения о вторжении России ужасают местных и иностранных инвесторов и разрушают экономику Украины. Переносы посольств западных стран и предупреждения, что американские военные не будут задействованы даже для эвакуации граждан США, лишают местные элиты ощущения защищенности. Поставки оружия смехотворны не только по объему, но и по оценке номенклатуры — им нельзя остановить даже локальное нападение. В этом перечне нет ни актуальных по нынешним временам беспилотников вроде ударных турецких «Байрактаров», ни столь нужных украинской обороне систем ПВО.

В то же время чиновники Госдепа регулярно заявляют о необходимости выполнять Минские соглашения. Правда, подчеркивается, что Россия якобы отказывается их выполнять, но это, скорее, дань «хорошему тону», нежели отражение реальности. В Минских соглашениях прямо указано, что вслед за прекращением огня и отводом тяжелых вооружений следует «начало диалога о модальностях проведения местных выборов», принятие Украиной закона об амнистии, обмен пленными и «восстановление социально-экономических связей с территориями, включая выплату пенсий и иных выплат населению, возобновление налогообложения в рамках правового поля Украины». При всем своем желании Москва не может сделать этих шагов за Киев.

Если Украина согласится выполнить Минские соглашения (или любой их аналог) и повременит со вступлением в НАТО, эту сделку преподнесут как грандиозную международную победу Байдена. В преддверии осенних выборов в Конгресс США он может заявить, что предотвратил войну в Европе, которая грозила обернуться третьей мировой. Но при этом остался тверд, отказав России в ее требованиях по стратегической безопасности.

Но без нагнетания истерики о грядущем российском вторжении «подвиг» Байдена по предотвращению войны рисковал остаться незамеченным мировым сообществом и избирателями. Или, хуже того, президента могли бы обвинить в трусости. После позорного бегства американцев из Афганистана рейтинг президента США и Демократической партии может не выдержать нового удара в виде обвинений в сдаче Украины.

К слову, американская сторона ничего не теряет, если такой сделки в итоге не будет. Россия в любом случае останется «агрессором», а украинцы не уйдут из орбиты влияния. Это сильная рука Джо Байдена.

И все же мирное урегулирование украинского кризиса прекрасно вписывается в главную внешнеполитическую стратегию США по сдерживанию Китая, которая предусматривает нормализацию отношений Вашингтона и Москвы. Кроме того, с плеч США с сохранением лица будет сброшен убыточный актив. Украина явно не оправдала американских надежд и встала в один ряд с Японией, Южной Кореей или Польшей. Она, скорее, похожа на Ирак, Ливию или Афганистан, где после вмешательства американцев ситуация стала только хуже. Коррупция и олигархические кланы делают экономику Украины неконкурентоспособной, демократия имеет карикатурный характер, и в изменение ситуации к лучшему администрация США уже не верит.

Одиннадцатого февраля Джо Байден в интервью NBC пытался в очередной раз объяснить бесперспективность пребывания американцев в Афганистане, сначала назвав эту страну Украиной, а затем Ираком. «У нас не было ни малейшей возможности объединить Украину. То есть, простите, Ирак, Афганистан! Этого добиться было невозможно», — быстро поправился Байден. Глава Белого дома и ранее путал некоторые вещи, но при этом мог неправильно подобрать схожее по смыслу слово, а не его противоположное значение. В отличие от Джорджа Буша младшего он не путает Иран с Ираком, несмотря на то что их названия предательски похожи. Таким образом, в сознании президента США Афганистан, Ирак и Украина — это однотипные страны, где ничего невозможно изменить к лучшему, откуда лучше побыстрее уйти.

Тупик Киева

Принято считать, что Владимир Зеленский хотел выполнить Минские соглашения, но ему не дали этого сделать националисты. Однако, еще будучи кандидатом в президенты, он выступал против некоторых пунктов документа — в частности, называл неприемлемой амнистию для участников боевых действий.

Затем критика Зеленским Минских соглашений лишь усиливалась, но при этом он постоянно требовал новых переговоров на высшем уровне в «нормандском формате» или двусторонних переговоров с Путиным. Украинский президент, как и вся элита страны, занял позицию «ни мира, ни войны». Он не желает принимать Донбасс в состав Украины на условиях амнистии и широкой автономии, но при этом не хочет формально отказываться от Минских соглашений, рассматривая их как рычаг давления на Москву.

Одиннадцатого февраля очередные переговоры в Берлине на уровне политических советников руководителей стран «нормандского формата» прошли безрезультатно. По словам представителя России на переговорах заместителя руководителя администрации президента Дмитрия Козака, украинская сторона манипулирует Германией и Францией и пытается ускользнуть, чтобы не выполнять своих обязательств.

Примечательны и другие комментарии российского переговорщика. Козак отметил, что украинская сторона не только отказывается обсуждать будущий статус Донбасса, но и просто не имеет представления о своих вариантах — не видит в этом смысла. А дальше, отказываясь от разговора с представителями ЛДНР, Украина требует ответственности Москвы за исполнение соглашений. На что Козак просит указать на обязательства России, изложенные в тексте «Минска-2». Не находя таковых, стороны смущенно замолкают.

Затем началась челночная дипломатия президента Франции Эммануэля Макрона и канцлера ФРГ Олафа Шольца в Москву и Киев. На совместной пресс-конференции Шольца и Путина германский лидер произнес сенсационные вещи: «Президент Зеленский вчера твердо пообещал, что в рамках Трехсторонней контактной группы, которая работает в рамках минского процесса, где встречаются все вовлеченные стороны, очень скоро будут представлены все предусмотренные законопроекты по статусу Восточной Украины, по изменению конституции и подготовке выборов».

Возможно, Шольц догадывается, что словам Зеленского не стоит верить, и намеренно предал гласности данные им обещания. В таком случае можно с уверенностью сказать, что Зеленский сильно пожалел об уходе в отставку мягкой и обходительной Ангелы Меркель. Кроме того, на отдельном брифинге для немецкой прессы Шольц сделал еще более сенсационное заявление: он ищет варианты формализации статуса Украины как не члена НАТО. Правда эти слова канцлера поспешил опровергнуть официальный представитель кабмина ФРГ. Действительно, не может же лидер Германии делать заявления, идущие вразрез с официальной позицией США и НАТО.

И все же тема отказа Украины от вступления в НАТО явно обдумывается и самим Киевом. Бывший министр иностранных дел Украины, а ныне посол в Великобритании Вадим Пристайко в интервью BBC Radio 5 Live заявил, что Киев мог бы рассмотреть вопрос отказа от вступления в НАТО ради предотвращения войны. На родине мягко поправили посла: пресс-секретарь украинского президента Сергей Никифоров заявил, что курс на вступление в НАТО и Европейский союз остаются для Украины безусловным приоритетом и надо дать послу «возможность пояснить, что именно он имел в виду».

Затем лично Зеленский пустился в публичные рассуждения о НАТО. Прежде всего, президент Украины раскритиковал внесение в конституцию положения о вступлении в Североатлантический альянс без предварительного проведения референдума на этот счет. Затем Зеленский намекнул, что Украину не ждут в НАТО. «Это не выбор украинского народа, когда мы там будем, не только от нас зависит», — сказал он.

Кроме того, Зеленский заговорил о необходимости документа от России и США о гарантиях безопасности Украине, намекнув, что они могли бы заменить стране вступление в НАТО. «Сильные мира сего, включая Штаты и Россию, сядут и подпишут, что есть такой вот путь. Но там должно быть три-четыре-пять пунктов о безопасности нашей страны. Тогда это разговор», — как смог изложил свои мысли украинский лидер. Возможно, таким образом уже идет обсуждение положений нового соглашения на смену «Минску-2».

Пока что гневной реакции украинского общества на эти осторожные попытки заявить об отказе от вступления в НАТО не последовало, и у Зеленского формально развязаны руки. Естественно, внесение изменений в конституцию — это сложная процедура, требующая двух третей голосов депутатов, но, как говорится, а кому сейчас легко?

Зеленский в течение почти трех лет обманывал украинских избирателей, Россию, Францию, Германию и США. Но сегодня обстоятельства сложились таким образом, что претензии к нему готовы предъявить все сразу, а спрятаться от «рассерженных кредиторов» ему негде. Возможно, в условиях политического и военного давления он наконец-то решится выполнить свое предвыборное обещание об установлении мира в Украине.

Тем более что последние геополитические игры Запада осложнили и экономическую ситуацию в стране.

Перспектива краха

Киев вследствие сложившейся политической обстановки рискует быть задушенным в объятиях своих западных покровителей. Паника, поднимаемая США и НАТО из-за перманентно готовящегося «нападения» России, грозит перекрыть важнейшие источники финансирования не только вооруженных сил и ВПК Украины, но и госаппарата.

В Украине в последние годы происходит стремительный рост заработной платы, что является и хорошей, и плохой новостью одновременно. В 2021 году на фоне роста ВВП в 3,2% рост индекса реальной зарплаты (номинальная за вычетом инфляции) составил 12%. Причем рост мог быть гораздо выше, если бы не «проседание» зарплат в начале года из-за локдауна. Только в декабре 2021 года реальная зарплата в Украине по сравнению с предыдущим месяцем увеличилась на 21,5% и составила 17 453 гривны (около 48 тыс. рублей).

Учитывая, что многие организации (уклоняясь от налогообложения) доплачивают работникам «в конвертах», реальный уровень оплаты труда еще выше. С одной стороны, властям вроде бы есть чем гордиться. Однако, во-первых, этот рост не обеспечен ростом экономики, а во-вторых, это «заслуга» фактически общего рынка труда со странами Восточной Европы, который, словно пылесос, вытягивает из Украины сотни тысяч новых работников в год.

Государству приходится участвовать в конкурентной борьбе за рабочую силу, постоянно повышая зарплату массово увольняющимся госслужащим и силовикам. Таким образом, рост расходов на поддержание госаппарата, армии, полиции и инфраструктуры существенно опережает рост экономики. В итоге дефицит государственного бюджета в 2021 году составил 167 млрд гривен (6 млрд долларов), который был покрыт за счет займов. На 2022 год принят госбюджет с дефицитом 10 млрд долларов.

На начало 2022 года государственный и гарантированный государством долг Украины составил 98 млрд долларов, увеличившись за год на 7,7 млрд долларов. Однако благодаря росту экономики отношение госдолга к ВВП уменьшилось с 53,9% в 2020 году, до 51,1% по итогам 2021-го. В структуре госдолга Украины 55% — это внешние долги (24,7% перед международными финансовыми организациями, 26,5% еврооблигаций и 4% — прочие займы). А 45% — это внутренний долг, сформированный через облигации внутреннего государственного займа (ОВГЗ). При этом на внутреннем рынке кроме украинских банков, физических и юридических лиц присутствуют и иностранцы, держащие в своих руках 10% ОВГЗ примерно на три миллиарда долларов.

В последнее время у правительства Украины сложились натянутые отношения с МВФ из-за постоянного невыполнения Киевом своих обязательств, и последний транш в размере 2,1 млрд долларов был получен в июне 2020 года. При этом МВФ не объявил о разрыве отношений с Украиной, и частные инвесторы с удовольствием покупали ОВГЗ, которые стали основным источником притока новых займов и рефинансирования старых долгов.

На еженедельных аукционах правительство проводит заимствования на срок от трех месяцев до четырех лет, номинированные как в гривне, так и в долларах и евро. Доходность бумаг в национальной валюте составляла 10‒12%, в иностранной 2,5‒3,7%. В зависимости от графика выплат старых долгов и текущих потребностей бюджета раз в неделю правительство занимало на внутреннем рынке (в эквиваленте) от 100 млн до 2 млрд долларов.

Вследствие негативного информационного фона (деньги, как известно, любят тишину и убегают при малейшем намеке на войну) украинские займы на вторичном рынке начали стремительно дешеветь. Некоторые инвесторы готовы были продавать их за 70‒80% от номинальной стоимости, пытаясь гарантированно спасти большую часть своих денег. В результате первичный рынок евробондов и ОВГЗ практически замер. Если на последнем аукционе ОВГЗ 2021 года удалось привлечь 560 млн долларов, то 1 февраля 2022-го удалось занять лишь 7,5 млн долларов.

Через неделю инвесторы купили бумаг на 65 млн долларов, но большей частью короткие — на три месяца. И полным провалом закончился аукцион ОВГЗ 15 февраля: правительству удалось занять только 2,4 млн долларов. Отток капитала вызвал спрос на иностранную валюту, и Национальный банк Украины вынужден был потратить с начала текущего года около двух миллиардов долларов из своих 30-миллиардных резервов на поддержание курса гривны.

Возможная девальвация гривны не принесет избавления от тяжести госдолга, 60% которого номинировано в иностранной валюте. Кроме того, обесценивание национальной валюты не приведет к удешевлению рабочей силы и, соответственно, к росту конкурентоспособности украинских товаров, поскольку большая часть работников предпочтет перебраться в Восточную Европу. К тому же падение курса гривны грозит массовым оттоком банковских вкладов, на которых украинцы держат около 25 млрд долларов, преимущественно в национальной валюте.

Помимо бегства инвесторов с долгового рынка Украины еще большей проблемой оказалось сворачивание инвестиций, как иностранных, так и отечественных. 28 января Зеленский заявил, что на фоне паники из Украины было выведено 12,5 млрд долларов. США, и ЕС, посеявший панику, любезно выделил Киеву кредитных гарантий на 1 млрд долларов и 1,2 млрд евро соответственно, что выглядит, скорее, как насмешка, нежели как реальная помощь.

Кроме того, над украинским госбюджетом этого года висит дамоклов меч в виде необходимости начать закупки 10 млрд кубометров газа на следующий отопительный сезон, которые по сегодняшним европейским ценам (а к ним так долго стремился Киев) будут стоить около 10 млрд долларов. Кроме того, в 2022 году Украине предстоит выплатить около 20 млрд долларов по своим прежним долговым обязательствам.

Вслед за инвесторами и дипломатами Украину начали покидать и сотрудники международных организаций. Всемирный банк заявил, что временно эвакуирует своих сотрудников из Украины и приостанавливает командировки в страну из-за напряженности на границе с Россией. Сотрудники Специальной мониторинговой миссии ОБСЕ на Украине граждане Нидерландов, Канады, Словакии и Албании также приняли решение покинуть страну.

Кроме того, начались проблемы с гражданской авиацией: на фоне заявлений Вашингтона и Лондона о близкой войне международные страховые компании отказались страховать полеты над Украиной. Украинское правительство выделило 16,6 млрд гривен (600 млн долларов) на страхование полетов гражданской авиации, но часть иностранных авиакомпаний отказалась от полетов в страну.

Кроме того, компании, давшие в лизинг авиалайнеры украинским авиакомпаниям, потребовали от них перегнать эти воздушнее суда в ЕС. Таким образом, Украину покинуло как минимум 11 «боингов». Но на помощь пришел ближайший союзник Киева — Анкара, турецкий лоукостер Pegasus Airlines увеличил число рейсов в Украину.

Если информационная кампания США и их союзников по анонсу неизбежной войны продолжится, через несколько месяцев Украину ожидает финансовая катастрофа, которая, в свою очередь, заставит покинуть страну большую часть граждан трудоспособного возраста.

При этом Киев не унывает и даже вводит экономические санкции против Минска: «Украинские железные дороги» заявили, что с 16 февраля приостановили на неопределенный срок транзит белорусских минеральных удобрений «Беларуськалия». Ранее аналогичное решение из-за американских санкций приняла Литва.

Белоруссии, вероятнее всего, это особенно неприятно, поскольку Минск всю зиму спасал Украину от веерных отключений электричества, поставляя электроэнергию в рамках двустороннего договора о предоставлении аварийной помощи. Но как только на улицах украинских городов потеплело, Киев моментально охладел к Минску. Раздосадованный президент Белоруссии Александр Лукашенко даже заявил, что Минск может признать независимость ДНР и ЛНР, если это сделает Россия. Может быть, заодно Белоруссия наконец признает независимость Северной Осетии и Абхазии, а также российский статус Крыма.

Ранее опубликовано на: https://expert.ru/expert/2022/08/o-chem-govoryat-diplomaty-kogda-strelyayut-pushki/

 

ruki mir

 
Новое на Prisp.ru
 
Партнеры
politgen-min-6 Голос дипломатии при грохоте пушек
banner-cik-min Голос дипломатии при грохоте пушек
banner-rfsv-min Голос дипломатии при грохоте пушек
expert-min-2 Голос дипломатии при грохоте пушек
partners 6
eac_NW-min Голос дипломатии при грохоте пушек
insomar-min-3 Голос дипломатии при грохоте пушек
indexlc-logo-min Голос дипломатии при грохоте пушек
rapc-banner Голос дипломатии при грохоте пушек