ЛДПР потеряла живой символ
6 апреля умер Владимир Жириновский. Лидер ЛДПР ушел из жизни на 76-м году после продолжительной болезни, сообщил спикер Госдумы Вячеслав Володин.
Владимир Жириновский, безусловно, личность исторического масштаба, говорит политтехнолог, представитель АПЭК, эксперт Центра ПРИСП Алексей Громский.
Жириновский – первый профессиональный политик в России. Более 30 лет он занимался только политической деятельностью. Причем был все это время на первых ролях. Но, к большому сожалению для политической системы России, он не оставил своей партии яркой стройной идеологии. Потому что название партии - либерально-демократическая - только название.
Конечно, сам Жириновский - огромных масштабов личность. У нас есть две партии, у которых главный козырь символика. Это КПРФ, которая долгое время поддерживала свою популярность на символах советского прошлого. И подобного же масштаба символом для ЛДПР был Владимир Вольфович Жириновский, лично, сам. И в этом качестве он играл очень важную роль для государственной системы. Потому что, с одной стороны, окормлял население, склонное к протесту и эпатажу, с другой стороны, не позволял своим избирателям, подобным образом настроенным, скатываться в какие-то уличные протесты, к подрыву легитимности действующей власти. Причем в такое время, когда это было наиболее актуально, когда политическая система строилась, выходила из глубочайшего кризиса, вызванного развалом Советского Союза. В этом смысле Владимир Вольфович Жириновский – личность исторического значения.
Нельзя не отметить, что Жириновский на протяжении всей своей политической карьеры умел давать потрясающе точные прогнозы о развитии политических процессов, в том числе в мировом масштабе. Они порой казались достаточно смелыми, но, тем не менее, сбывались.
Без Жириновского тяжело будет многим элементам системы. И прежде всего ЛДПР. Внятной идеологии, повторюсь, Владимир Вольфович своей партии не оставил. А остальные партии, сформированные на данный момент – и правящая, и оппозиционные – по крайней мере, стремятся соответствовать тем вызовам и условиям, которые сейчас сложились, строят в соответствии с этим свои политические программы.
Строго говоря, даже если бы в рядах партии нашлась фигура, хотя бы отдаленно сопоставимая с Владимиром Вольфовичем, время партий такого типа в российской политической системе уже прошло. Скорее всего, обострятся внутрипартийные противоречия в регионах, которые личность Жириновского до последнего времени сдерживала. И это может стать серьезнейшей угрозой для дальнейшего существования партии.
ЛДПР, лишившись идеологии, воплощенной в человеке, придется быстро перестраиваться. И, на мой взгляд, эта задача, которая мало кому из известных нам членов партии, сейчас доступна.