ЛДПР: перед выбором пути и пустым троном
Россия простилась Владимиром Жириновским. Одним из самых ярких политиков России. В пятницу похоронили на Новодевичьем кладбище в Москве.
«Владимир Жириновский был опытным политиком, энергичным, открытым к общению человеком, ярким оратором и полемистом. Основатель и бессменный лидер одной из старейших политических партий страны, он многое сделал для становления и развития российского парламентаризма, отечественного законодательства, искренне стремился внести вклад в решение важнейших общенациональных задач. И всегда, в любой аудитории, в самых острых дискуссиях отстаивал патриотическую позицию, интересы России», — говорится в телеграмме президента России Владимира Путина.
Главным детищем Владимира Жириновского стала Либерально-демократическая партия России (ЛДПР).
Политолог, директор Института современного государственного развития, эксперт Центра ПРИСП Дмитрий Солонников ожидает переформатирования партии.
Электорат ЛДПР — это электорат Владимира Вольфовича Жириновского. Голосуя за ЛДПР, голосовали за Жириновского. Теперь голосовать не за кого, и в том виде, в котором партия была, она гарантировано дальше существовать не будет.
Будет решаться вопрос по трем сценариям. Первый — попытка сохранить партию как единое целое, как оргструктуру, найти нового лидера, но это будет новая партия, видимо, новая идеология, гарантированное переформатирование электората, наверное, спад на 1−2 электоральных цикла, потом попытка выйти с уже новыми сторонниками в активное политическое поле. Владимир Вольфович в этом отношении незаменим, любой другой на его месте — это совершенно другая структура.
Второй вариант — слияние-поглощение. Вопрос, с кем и как? Но тогда структура партии перейдет в новый формат, будет работать в новой организации. Скорее всего, пристроят всех работников, всех депутатов фракции, но на этом партия прекратит существование как юрлицо. Будет некое новое название, в зависимости от того, с кем сольется.
Третий вариант — полный разброд и шатание, в каждом регионе каждый будет действовать по-своему, каждый сам будет принимать решение, как быть дальше. Какие-то региональные отделения вольются в другие партийные проекты, какие-то фракции целиком или частично объединяться с другими фракциями, какие-то региональные лидеры перейдут в новое пространство.
Три сценария. Вопрос в том, насколько будет сильная воля и сильное влияние у тех, кто сейчас будет курировать этот процесс.
О преемнике не стал бы сейчас говорить, много вариантов. Это может быть и внутри партии, и человек вне ЛДПР на сегодняшний день. Пусть решают те, кто будет реализовывать сценарий.
Новый лидер, если партия сохранится, не должен повторять Жириновского. Он это не сможет сделать. А дальше зависит от выбора, в каком направлении пойдет данный проект. Если патриотический — это одно, если либеральной демократии — совершенно другой образ и лидер. Когда будет принято решение, что дальше с партией, будет понятно, какой лидер.
Политолог, эксперт Центра ПРИСП Николай Пономарев считает, что ЛДПР, продолжит свое существование.
В этом напрямую заинтересованы входящие в нее представители элит разных уровней. Было бы ошибкой считать, что этих людей ждут с распростертыми объятьями в КПРФ или «Единой России». Для них гибель партии равнозначна краху персональных политических проектов. Равным образом в дестабилизации партийной системы в результате распада ЛДПР не заинтересована администрация президента РФ.
ЛДПР, безусловно, будет переформатирована. Она уже не может оставаться «партией одного человека» с крайне размытой идеологической ориентацией. Партийный бренд и имидж Жириновского будут разведены (хотя бы потому, что у ЛДПР нет человека, который мог бы играть ту же роль на сцене российского политикума).
Человек, который мог бы возглавить партию, должен обладать безусловным авторитетом среди однопартийцев и в то же время быть на хорошем счету в администрации президента. Ему потребуется проявить умеренную жесткость и в то же время — гибкость настоящего дипломата, чтобы согласовать позиции всех значимых групп интересов внутри партии. Важную роль будет играть его ресурсный потенциал (и в виде экономическом, и в плане связей внутри элиты). Развитые навыки оратора будут неплохим дополнением к этим качествам, однако не будут играть главной роли.
Партия не сможет породить второго «человека-оркестра», подобного ее прежнему лидеру, и потому новый глава ЛДПР не должен будет «косплеить Жириновского». Копия почти всегда хуже оригинала.
Борьба за престол внутри ЛДПР наверняка началась задолго до появления официальной информации о смерти Жириновского. Наиболее вероятными кандидатами на вакантное место партийного лидера являются Ярослав Нилов и Эдуард Слуцкий.
Первый менее токсичен в плане имиджа и в целом обладает репутацией интеллектуала, однако в ресурсном плане потенциал Нилова и Слуцкого вполне сопоставим. Их шансы на победу приблизительно равны. Весьма вероятно, что они могут пойти на компромисс. В этом случае уступленное место главы партии будет разменяно на иные стратегически значимые позиции.
У ЛДПР имеются политики-харизматики регионального уровня, которые потенциально могли бы добиться даже большей популярности, чем Жириновский. Вспомним «казус Фургала»: впервые за всю историю постсоветской России люди вышли на массовые протесты после отставки губернатора. Однако к борьбе за пост главы партии, естественно, их никто не допустит.
В случае успешного перезапуска партия может даже расширить свою электоральную базу. Поведение ее покойного лидера зафиксировало за ЛДПР определенную нишу на электоральном поле, но в то же время жестко ограничивало возможность ее расширения. Нынешний кризис создает окно возможностей, и в то же время не сулит ЛДПР значимых рисков.
Протестно настроенный избиратель, не переваривающий левую идеологию, все равно будет голосовать за ЛДПР. Кроме того, представители ЛДПР уже давно и прочно освоили весь арсенал популистских методов политической борьбы. Однако все, в конечном счете, будет зависеть от того, какую нишу для партии выберет ее новое руководство.
Ранее опубликовано на: https://svpressa.ru/politic/article/330879/