В закон о СМИ должно быть добавлено цифровое содержание
Журналист, первый заместитель председателя Комиссии Общественной палаты РФ по развитию информационного сообщества, СМИ и массовых коммуникаций Александр Малькевич - о назревшей необходимости внесения изменений в закон «О СМИ».
Заявление председателя Союза журналистов России Владимира Соловьева о внесении изменений в закон «О СМИ» является логичным и правильным. Действительно, давно назрел вопрос о корректировке Закона о СМИ. Другое дело, что менять название необходимости нет, потому что формулировка «Закон о медиакоммуникациях» будет очень сложной. Но в сам закон должно быть добавлено цифровое содержание: в нашей профессии появилось очень много определений и направлений, которых ранее не было.
Кроме того, напомню о словах заместителя министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Алексея Волина: он высказал опасения о том, что, «когда начнется разработка нового закона, в процессе большой коллективной доработки насуют такое количество благоглупостей, что он окажется значительно хуже, чем старый».
Первые тревожные звоночки в этом плане уже есть: озвучено, что над проектом поправок к закону активно работает Торгово-промышленная палата. Для меня это крайне удивительно, потому что я не совсем понимаю, какое отношение Торгово-промышленная палата может иметь к нашей отрасли. Я понимаю позицию Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций, понимаю позицию Союза журналистов России, профильного комитета Госдумы, Общественной палаты РФ. Но вот как раз получается, что тревоги Алексея Константиновича здесь уже сполна реализуются. Вслед за Торгово-промышленной палатой может прийти Российский союз промышленников и предпринимателей, затем подключится бизнес-омбудсмен, и так количество желающих внести свою лепту значительно увеличится; другой вопрос в том, насколько они компетентны.
Также поддерживаю идею Владимира Соловьева «зафиксировать в законе то, чтобы печатные киоски никто не трогал». Проблема распространения печатной продукции неоднократно поднималась Комиссией как в ОП РФ, так и на выездных дискуссионных площадках и встречах с профессиональным сообществом в регионах. В подавляющем большинстве субъектов РФ норматив по количеству киосков, торгующих печатными СМИ, не выполняется. Их становится все меньше, а открывать новые нерентабельно.
Мы уже неоднократно заявляли о своей позиции по данной проблеме. Считаем необходимым установить единый подход к арендной ставке, и в идеале, чтобы эта ставка была нулевой или максимально низкой, для того чтобы у распространителей печатной продукции был стимул открывать такие киоски. Я не уверен, что удастся упаковать данную инициативу в закон, но то, что это должно быть где-то прописано, — обязательно!
Закон о СМИ необходимо немного доработать, но по киоскам и легализации профессии блогера нужны отдельные законодательные акты.
Конечно, мысль про лицензию на вещание видеоблогеров передернули. Но считаю, что нужно возвращаться к теме, которую сняли с повестки, — о том, что блогеры, у которых есть определенная аудитория, должны так или иначе быть приравнены к СМИ. Кто-то назовет это свидетельством о регистрации СМИ, кто-то — лицензией на вещание. У нас, конечно, уже начинают паниковать — мол, закручивают гайки. Но я хочу напомнить, что мы эту тему педалируем с осени прошлого года. Есть, например, газета с тиражом 10 тысяч экземпляров, которая вынуждена соблюдать все законы, в том числе о клевете, и есть блогер, у которого 100 тысяч подписчиков, и он может нести любую несуразицу, выдумывать что-либо — и ему за это ничего не будет. Поэтому здесь мы говорим лишь о том, что должны быть защищены права всех в сфере свободы слова, должно быть равенство.
Бояться поправок не нужно, они направлены на улучшение качества самой информации и способов ее распространения.
Оригинал материала на https://oprf.ru/blog/?id=2463