Реформа системы избирательных комиссий
Госдумой принят закон, согласно которому из системы избирательных комиссий исключаются избирательные комиссии муниципальных образований (с 1 января 2023 года), передав при этом вопросы подготовки и проведения выборов в органы местного самоуправления, местного референдума в ведение территориальных комиссий.
Политолог, руководитель аналитического центра «Акценты», эксперт Центра ПРИСП Антон Чаблин – об избирательных новеллах.
Ликвидация избирательных комиссий муниципальных образований — это давно наметившийся тренд. Упразднять ИКМО с передачей их полномочий ТИКам в регионах начали, согласно данным мониторинга нашего аналитического центра «Акценты», еще в 2017 году. Примерно в 2019 году этот процесс замедлился: в регионах, где губернаторами уже было принято такое политическое решение, ИКМО уже были упразднены, а в других субъектах, очевидно, ожидали отмашки сверху.
Такой отмашкой и стали поправки в федеральное законодательство, принятые в марте Госдумой. Они не только ликвидируют институт ИКМО, но также и предельно сужают функционал членов избирательных комиссия с правом совещательного голоса.
ИКМО в нынешнем виде действительно остались в большинстве регионов как атавизм - своеобразный пережиток региональной вольницы. Скажем, в Орле председатель комиссии Владимир Селивановский занимает пост с 2013 года, в Сочи Валентина Ткачева и в Кирове Наталья Вершинина - с 2012 года, а в Ульяновске Вадим Андреев вообще с 2007 года.
Замечу, что логичным было бы утвердить еще одну законодательную новеллу. Ограничить количество сроков пребывания председателей комиссий на посту. Не более 5 лет.