Бизнес на час, или Что мешает развитию туризма в России?
Правительство России одобрило выделение средств Минстрою на реализацию проекта "Туризм и индустрия гостеприимства" на ближайшие три года. В этом году из бюджета Российской Федерации выделяется 3 427 710 500 рублей, в 2023 году – 10 604 534 900 рублей, в 2024 году – 10 174 621 400 рублей.
По мнению политтехнолога, руководителя агентства политического консультирования «ИГНАТОВ консалтинг», эксперта Центра ПРИСП Алексея Игнатова, одними только деньгами внутренний туризм не поднять.
О развитии внутреннего туризма всегда много говорилось - и в доковидные, и в досанкционные времена. Россия - это страна, в которой потенциальные возможности внутреннего туризма огромные. По сути, в каждом регионе есть привлекательные для путешественников и отдыхающих места, начиная от Чукотки, с ее интереснейшей природой, и камчатских гейзеров, Байкала и плато Путорана, Архангельской области и Кольского полуострова, заканчивая черноморским побережьем Краснодарского края и Крыма, Петербургом и Калининградом, а ещё есть Тула, Урал, Сибирь, Забакайлье. Море, горы, степи, тундра, тайга – варианты на любой вкус. Разве что не хватает в России качественного пляжного отдыха, подобного Турции и Египту. Ну, просто нет у нас такого моря. Это объективно.
Я посмотрел статистику о том, сколько туристы из России потратили в странах ЕС в доковидном 2019-ом году. По оценкам Банка России, это порядка 16 миллиардов долларов. Это весьма серьезные деньги, и сейчас они как минимум частично переориентированы на внутренний рынок. Кто-то, безусловно, предпочтет и сегодня полететь в Доминикану, или, например, во Вьетнам. Но для основной массы отдыхающих спасением станет внутренний туризм.
И тут вырисовывается очень любопытная картина. Скажу честно, до недавнего времени, а точнее до санкционного кризиса текущего года был уверен, что наш бизнес хоть и своеобразен по многим параметрам, но в целом должен подчинятся разумным законам. В том числе законам экономики: если растет спрос, то при увеличении объема продаж должны снижаться цены и улучшаться сервис. Но практика оказалась такой, что российский бизнес работает с точностью наоборот. Чем больше спрос, тем выше становятся цены и ниже качество услуг. Причем, это происходит практически в любой сфере, чего не коснись: от простых товаров в магазинах до электронной почты, которая стала платной.
К сожалению, глядя на развитие внутреннего туризма, понимаешь, что и тут эффект будет такой же. Работа турбизнеса идёт по принципу: «куда вы денетесь, все равно купите». Причем наша туристическая отрасль в большинстве случаев работает, как одноразовый бизнес. Там совершенно нет заинтересованности в том, чтобы клиент возвращался в какое-то место вновь и вновь. Есть сезон, в нынешней ситуации заметное сокращение выбора, значит, нужно сорвать куш здесь и сейчас, а на лояльность клиентов и удовлетворенность услугой и сервисом абсолютно наплевать. Вам не понравился сервис? Питание? Условия проживания? Вы недовольны? Да наплевать! Приедут другие, которые еще этого не знают. А если и прочитают негативные отзывы, все-равно приедут, потому что выбора как такового нет. Хотя на самом деле туристический рынок в том же Сочи не так уж мал и узок. Отелей, мини-гостиниц множество, но все они работают в одном алгоритме «одноразового пофигизма». И это не какой-то картельный сговор, когда крупные игроки договариваются держать цену, это, скорее, ментальный сговор - всем плевать на клиента. Качественно, «вдолгую», если и работают, то единицы. И это, на мой взгляд, самая серьезная проблема нашей туристической отрасли. Решается ли она деньгами? Не уверен.