Модель технологического прорыва
Глава Общественного совета при Минприроды, эксперт Центра ПРИСП Александр Закондырин – о прозвучавших на Петербургском международном экономическом форуме инициативах.
На секции ПМЭФ-2022 по теме «Индустриальный парк: Модель технологического прорыва в отечественной химической отрасли» шло обсуждение схемы добровольного консультирования по вопросам соблюдения всех экологических требований для больших химических производств. Как это будет работать и какие плюсы и минусы.
По моему мнению, данная инициатива - позитивный пример работы федеральных органов исполнительной власти по реализации антикризисного плана Правительства РФ, который призван стабилизировать ситуацию в экономике страны, вызванной беспрецедентным санкционным давлением.
Росприроднадзор покажет компаниям все лучшие наработки, которые есть на других производственых площадках, предоставит своих специалистов для консультаций, будет налажен контакт в режиме онлайн, служба будет консультировать компании также на этапе реализации новых проектов. То есть, будет сопровождение проекта со всеми накопленными знаниями, всеми технологиями, которые есть у ведомства, это поможет компаниям сэкономить время и деньги, а природоохранной службе — получить новый опыт и поделиться им с другими компаниями как примером сотрудничества.
Уже есть пример такого взаимодействия: 8 июня 2022 года Росприроднадзор и ГМК «Норильский никель» заключили соглашение, которое нацелено на сохранение благоприятной окружающей среды и обеспечение экологической безопасности регионов присутствия компании.
Также на секции форума «Индустриальный парк: Модель технологического прорыва в отечественной химической отрасли» обсуждался запуск системы обращения и мониторинга отходов 1-2 классов опасности: что требуется сегодня от предприятий химической отрасли для рециклинга таких отходов.
Как известно, с 1 марта 2022 года вступили в силу новые правила обращения с отходами I и II классов опасности. Предприятие Госкорпорации «Росатом» ФГУП «ФЭО», определенное Распоряжением Правительства федеральным оператором по обращению с отходами I и II классов, начало осуществлять деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации и обезвреживанию данных отходов на всей территории Российской Федерации.
Новая система связала воедино всех участников рынка - отходообразователей (это 40 000 юридических лиц и индивидуальных предпринимателей) и 7000 операторов по транспортированию и обращению с отходами I и II классов, а также обеспечила полный учет и контроль за всеми образующимися отходами. Интеграция ФГИС ОПВК с информационными системами Росприроднадзора должна обеспечить профилактику, предупреждение и снижение количества правонарушений в сфере охраны окружающей среды.
Отдельно хотелось бы сказать про крупный бизнес, который имеет собственные мощности по обращению с отходами I и II классов. Такие предприятия продолжают самостоятельно перерабатывать отходы без участия федерального оператора. Единственное условие – регистрация во ФГИС ОПВК и внесение в систему информации об образовании и переработке отходов для обеспечения учета и контроля.
Таким образом, были созданы одинаковые условия для всех участников рынка, справедливая и прозрачная система.
Сегодня делается все возможное, чтобы введенные санкции не отразились на данной системе. На этапе проектирования новых производств опираются на самые лучшие и современные из известных в мире технологий переработки, и какая-то часть импортного оборудования там неизбежно заложена. Теперь необходимо оперативно принимать решения: где-то заменять импортное оборудование российскими аналогами, где-то продолжать сотрудничество с зарубежными партнерами.
Например, химическая переработка отходов не зависит от иностранных производителей реагентов, для нее изначально планировалось использовать российские технологии в сотрудничестве с Российским химико-технологическим университетом имени Д.И. Менделеева.