Создание коалиции - оптимальный вариант для Хакасии
За 2 дня до второго тура выборов губернатора Хакасии действующий глава Виктор Зимин снял свою кандидатуру. Теперь второй тур состоится 7 октября - с оставшимся кандидатом от КПРФ Валентином Коноваловым и занявшим 3-е место в первом туре Андреем Филягиным из "Справедливой России". Если больше ничего не случится... Быстро меняющуюся ситуацию в Республике Хакасия, причины и последствия отказа Зимина от участия в выборах комментирует политолог, эксперт Центра ПРИСП Виктор Потуремский.
Как Вы оцениваете отказ Зимина от участия во втором туре?
Формальная причины, которую озвучил Виктор Михайлович, это – «состояние здоровья». Однако когда решение по здоровью принимается в последний день участия кандидата в выборах, это вызывает серьезные сомнения. Думаю, истинная причина - в том, что все поняли, что не существует сценария, по которому Зимин побеждает во втором туре.
Зимин и его технологи, конечно, пытались переломить ситуацию после первого тура. Зимин активно встречался с избирателями, сделал открытое заявление, участвовал в дебатах (где, кстати, продемонстрировал большую осведомленность, компетентность и опыт, чем его оппонент). Говорил, что извлек уроки из первого тура и что ситуация в республике будет меняться в сторону ожидания избирателей. Но ожидания – это запрос на обновление, а единственное, что произошло до второго тура - председателем Верховного Совета остался бессменный Штыгашев. На пару недель Хакасия превратилась в полигон для испытания всех доступных технологий и ресурсов для того, чтобы победить. Но радикально изменить сложившееся у населения отношение за 1-2 недели невозможно, и по всем прогнозам Зимин все равно заметно отставал от соперника.
Зимин мог же потерпеть пару дней и спокойно проиграть…
В ситуацию в республике оказались втянуты достаточно мощные силы, кого коллега Евгений Минченко называет членами Политбюро 2.0. И не будем забывать, что согласование на выдвижение Зимина и встречи с президентом, — все это несло определенный смысл. Плюс в эту ситуацию в последние дни кампании оказались втянуты влиятельные финансово-промышленные группы (приезд Леонтьева и прочее). Поэтому речь уже шла не столько о репутации Зимина, сколько об оценке действий власти в этой ситуации. И власть решила не проигрывать.
Чего стоит ожидать от «очередного» второго тура и что последует за ним?
Пока Коновалов безусловный фаворит предвыборной гонки – насколько ее можно называть гонкой. При этом я придерживаюсь мнения, что процент, который получили нынешние кандидаты от КПРФ и СР, — это было голосование не за кандидатов, а против власти, протестное голосование. КПРФ и СР стали бенефициарами этого эффекта. Люди голосовали не за Коновалова, а против Зимина и ЕР за оппозиционную партию.
Я считаю, что поствыборная ситуация не очень хорошая. Ни кандидат от КПРФ, ни от «Справедливой России» не подходят на должность высшего должностного лица региона. Коновалов – это, по сути, технический кандидат, которого провели через муниципальный фильтр с помощью ЕР для того, чтобы он стал спарринг-партнером для Зимина. Поэтому вся надежда на то, что усилиями политических операторов, федеральных партий, хозяйствующих субъектов удастся создать коалицию, чтобы компенсировать те риски, которые возникают в связи с этим на уровне системы управления регионом, чтобы грамотно распределять и мобилизовать ресурсы, повысить эффективность власти. Кстати, КПРФ и ЛДПР уже сделали совместное заявление о достижении договоренностей по созданию коалиционного правительства. На мой взгляд, это подтверждение того, что вне зависимости от политических взглядов и амбиций создание коалиции для достижения результатов – это сейчас оптимальный сценарий для региона.
Даже зонтики Шойгу не обеспечили Виктору Зимину победы на выборах