Управляющий партнер Консалтингового бюро Т&М, юрист, эксперт Центра ПРИСП
11.07.2022

Когда в кадре аттракционы: ответ Минкульта все усложняет

 

Как отмечают авторы telegram-канала «Процедуры & Ритуалы», в ходе каждой избирательной кампании политическим юристам приходится лихорадочно обосновывать возможность использования в агитматериалах изображений различных объектов, встречающихся в городских и сельских пейзажах. Статья 1276 ГК РФ обеспечивает защиту таких памятников архитектуры, градостроительства и искусства. Но всякий раз, когда в объектив камеры попали аттракционы (карусели, "чёртово колесо", американские горки) возникает вопрос: не станет ли их появление в кадре поводом для аннулирования регистрации кандидата?

Управляющий партнер Консалтингового бюро Т&М, юрист, эксперт Центра ПРИСП Гарегин Митин обратился с соответствующим запросом в Министерство культуры РФ и прокомментировал ответ ведомства

В федеральном законе «Об основных гарантиях избирательных прав» есть довольно расплывчатая норма. Это пункт 1.1 статьи 56-й. Он предусматривает запрет агитации, нарушающей законодательство об интеллектуальной собственности при проведении предвыборной агитации. Использование изображения практически любого объекта в АПМ так или иначе зависит от данной нормы. Последняя отсылает нас к части 4-й Гражданского кодекса РФ. Аттракцион – объект, который часто встречается в городских пейзажах. Его появление в агитационном материале затрагивает вопрос применения пункта 1.1 статьи 56 федерального закона об основных гарантиях и, следовательно, норм части четвертой Гражданского кодекса РФ.

Не вполне понятно, как квалифицировать этот объект. Это не объект архитектуры, градостроительства или изобразительного искусства, в отношении изображений которых Гражданский кодекс четко определяет порядок использования. Например, согласно пункту 2 статьи 1276 Гражданского кодекса РФ любой архитектурный объект, расположенный в месте, открытом для свободного посещения, и попавший в кадр на агитационной фотографии с кандидатом, будет считаться законно используемым. Однако, чем является аттракцион не совсем ясно. В определении, которое содержится в техническом регламенте ТР ЕАЭС 038/2016, упоминается, что это оборудование.

Как использовать его изображение, непонятно. А ведь в городской черте есть, к примеру, колесо обозрения. Такие аттракционы нередко попадают на агитационные фотографии.

Письмо Минкультуры России до конца не отвечает на поставленный выше вопрос, но и усложняет ситуацию. С одной стороны, Министерство подтверждает, что положения, касающиеся градостроительства, скульптуры и в целом изобразительного искусства не распространяются на аттракционы. С другой стороны, ведомство утверждает, что сами аттракционы как комплекс могут содержать и отдельные объекты авторского права, например, фигуры из мультфильмов. Они представляют собой  отдельные объекты авторского права. В итоге Минкультуры России делает вывод, что конкретные обстоятельства законности использования тех или иных аттракционов могут разрешаться в судебном порядке. Но если мы говорим об избирательной кампании, то обращение в суд фактически приведёт к применению пункта 1.1 статьи 56-й, которое влечет за собой отмену регистрации кандидата.

 

sud pravo zakon min

 
Партнеры
politgen-min-6 Когда в кадре аттракционы: ответ Минкульта все усложняет
banner-cik-min Когда в кадре аттракционы: ответ Минкульта все усложняет
banner-rfsv-min Когда в кадре аттракционы: ответ Минкульта все усложняет
expert-min-2 Когда в кадре аттракционы: ответ Минкульта все усложняет
partners 6
eac_NW-min Когда в кадре аттракционы: ответ Минкульта все усложняет
insomar-min-3 Когда в кадре аттракционы: ответ Минкульта все усложняет
indexlc-logo-min Когда в кадре аттракционы: ответ Минкульта все усложняет
rapc-banner Когда в кадре аттракционы: ответ Минкульта все усложняет