Кризис идей и людей оппозиции
Директор по политическому анализу компании ИНСОМАР, эксперт Центра ПРИСП Виктор Потуремский – о том, что муниципальные кампании в регионах в этом году отличаются высоким уровнем патриотизма, запросом на конструктивный диалог и взаимодействие.
На фоне беспрецедентного давления и угроз, сформированных для России со стороны внешнего мира, в настроениях людей прослеживается рост сплоченности и единства, взаимоподдержки и надежды. Сейчас мы наблюдаем в регионах и в освобожденных территориях кейсы успешного взаимодействия органов власти и людей. И вместе с этим видим невостребованность идей и «потерянность» оппозиции в субъектах РФ.
Я стараюсь следить за муниципальными и региональными кампаниями в стране. В большинстве кампаний мы можем говорить о кризисе идей и кризисе людей именно у оппозиции, которой трудно найти свою повестку и тем более кандидатов, непопадающих в повестку. К примеру, на днях на глаза попалось интервью северодвинского справедливоросса, в котором читатель может выделить два момента: представление команды – «команда сильных» и идеи «город, в котором хочется жить». Если обратиться к истории выборов, то видно, что справедливороссы делают ставку на присоединение к губернатору Александру Цыбульскому (на губернаторских выборах ключевая идея кампании была «Вместе мы сильнее») и уже довольно старой единороссовской идеи благоустройства городов. Именно идея «город, в котором хочется жить» кочует уже на протяжении 10 лет из города в город и публично связана с мэром Москвы Сергеем Собяниным.
Отдельно стоит выделить кризис людей у оппозиции. Он остро наблюдается в Москве, где оппоненты даже не пытаются «закрыть» все округа своими кандидатами.
Именно сейчас у россиян формируется самосознание и развивается самоидентичность, которая строится на базовых ценностях. Всех нас объединяют ценности семьи, детей, безопасности, патриотизма и справедливости. Безусловно, эти условия дают значительные преимущества на муниципальных выборах тем, кто понимает эти тенденции. Эффект сплочения работает в первую очередь на партию власти. Но это было бы невозможно, если «Единая Россия» не попадала бы в запросы граждан.