Партия «Яблоко» и законы политической физики
Слухи о том, что может прекратить своё существование одна из самых долгоиграющих непарламентских оппозиционных партий России – «Яблоко», кажется, захватили политические телеграм-каналы. Даже сами актуальные её руководители не исключают, что парторганизация живет последний год.
Политтехнолог, представитель АПЭК, эксперт Центра ПРИСП Алексей Громский уверен, что причиной распада партии может стать, конечно же, не «репрессии кровавой гэбни», а внутренние проблемы.
Примечательно, что ещё пару лет назад «Яблоко» в регионах переживало некоторый подъем. Её активисты успешно «цепляли» поводы к социальному протесту и рекрутировали творческую интеллигенцию в ряды кандидатов. Допустим, в Великом Новгороде список кандидатов в депутаты городской думы возглавляли руководитель объединения сохранителей исторических памятников и ландшафтов, один из лидеров местной неформальной молодежной тусовки и один из наиболее влиятельных профессоров гуманитарного института местного вуза.
Позднее и нынешний руководитель регионального «Яблока» Анна Черепанова, претендуя на пост мэра региональной столицы, представила довольно стройную программу развития города. Правда, некоторые из положений этого документа, например, перераспределение собственных налоговых доходов в пользу муниципалитета, чтоб стимулировать работу мэрии по повышению инвестпривлекательности, настолько относились к идеям «носящимся в воздухе», что были реализованы впоследствии.
Впрочем, идеологические предпосылки к развалу парторганизации были заложены уже тогда. Ведь в либеральную, в части экономической составляющей, программу партии при тихом слиянии с горбачёвской социал-демократической партией было заложено противоречие. В итоге «Яблоко» после появления других либеральных политических проектов растеряло и сторонников максимально свободного рынка, но и сторонников социал-демократии «как в скандинавских странах» не приобрели. Сами же учили тогда своих активистов, что это противоположные элементы «качелей» классической для западных демократий двухпартийной системы, в которую попытались объединить всё под одной партийной «крышей».
Другой тектонический разлом произошел в погоне за западным финансированием. «Партнеры» из-за рубежа стремились сделать из активистов «Яблока» торпеды для подрыва политической системы нашей страны в целом, организации уличных акций по «оранжевым» технологиям и подобным вещам. Но нацеленность одного из элементов политической системы на её разрушение автоматически исключает возможность политической карьеры в её рамках. Если же партийная организация становится таким вот «иностранным агентом», отношение к ней со стороны системы будет строиться не в режиме соперничества на выборах в рамках, определенных соответствующим законом, а как со шпионом, в отношении которого в действие вступают совсем иные, более жесткие протоколы. Граната, закинутая врагом в окоп, должна быть удалена максимально быстро и совершенно любым способом.
И наконец, как на уровне федерального руководства, так и в регионах, серьезный удар по политическим перспективам партии нанесли попытки опереться на разнокалиберных «вождей». Мы немедленно увидели и изгнания из рядов партии довольно интересных политиков, за несогласие с «вождями». Партийные ряды теряли и действующих депутатов, и региональных чиновников. Да и просто тех, кто выступал за диалог с управленческими командами по вопросам развития страны и регионов, из партии и даже из ореола сторонников решительно выдавливали.
Это и вылилось в итоге в неправильный ответ на вопрос «чей Крым?» и социально не одобряемое отношение к специальной военной операции. Нишу классической социал-демократии и либерализма к этому времени уже заняли иные политические проекты: «Справедливая Россия» и «Новые люди».
Но главное, глядя из регионов, замечаешь, что «Яблоко» окончательно потеряло связь с ситуацией в регионах. Сперва партия, кажется, отказалась в массовом участии в выборах в органы местного самоуправления, по привычке на словах выступая за развитие этого уровня власти как самостоятельного. Отчасти это было сделано в интересах непартийных проектов поддержки независимых претендентов на мандаты муниципальных депутатов, участвовавших в сетевых проектах вроде «Объединенных демократов». Итогом, правда, стала лишь довольно жидкая база для коллективных писем высшему руководству страны по различным вопросам, никак не касающимся жизни муниципалитетов. Количество подписантов при этом едва ли перекрывало количество муниципальных депутатов, даже независимых, даже в одном небольшом российском регионе. Для понимания, в Новгородской области независимых муниципальных депутатов порядка полусотни. И это при значительном укреплении влияния «Единой России» на уровне местного самоуправления в последнюю пятилетку.
Затем, как сейчас, партия «Яблоко» приняла решение на региональном уровне использовать в качестве основной темы диалога с избирателями, безусловно важную, но имеющую весьма опосредованное отношение к жизни в российских регионах, внешнеполитическую тему. Так что партия рискует оторваться от земли и «упасть вверх» вопреки основным законам политической физики.
Поддержка в регионах «яблочных» кандидатов уже «посыпалась». Достаточно посмотреть результаты недавних выборов, в которых они удосужились принять участие. Во всё той же Новгородской области на дополнительных выборах депутата думы Великого Новгорода в апреле этого года «Яблоко» уже пережило провал в результате опоры на «антивоенные» тезисы в ущерб вопросам развития конкретной территории. По итогам борьбы за мандат, количество голосов, отданных за «яблочного» кандидата, было едва ли не равно численности активистов, привлеченных этим кандидатом к агитации на кампании.
Итоги единого дня голосования в сентябре этого года, очевидно, покажут, пора ли руководству партии «Яблоко» закрывать свою лавочку. А вот для персональной дальнейшей политической судьбы этих деятелей, как и для наблюдающих за ними лидеров иных политических организаций, важным будет понимание того, что такое фиаско они запрограммировали сами.